В. А. Веснин. О современной итальянской архитектуре. 1937

Опубликовано: 13 Января 2023 в 19:10 прочитали: 391 раз(а)

Впервые эта статья известного советского архитектора была опубликована в издании:В. А. Веснин. О современной итальянской архитектуре // Архитектурные записки : Рим — Помпеи — Флоренция — Венеция — Виченца — Париж : Из материалов советской делегации на XIII Международном архитектурном конгрессе в Риме. — Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. — С. 141—154.Факсимильный скан издания:http://tehne.com/library/arhitekturnye-zapiski-rim-pompei-florenciya-veneciya-vichenca-parizh-moskva-1937

В. А. Веснин. О современной итальянской архитектуре. 1937

В. А. Веснин. О современной итальянской архитектуре. 1937Сабаудия. Церковь Аннунциата, баптистерий, 1933—1934 гг. Автор проекта: архитектор Джино Канчелотти. Фото 2005 г. Источник: it.wikipedia.org Итак, Веснин пишет: "Италия — страна туризма, сокровищница великого искусства прошлого, куда стекались со всего мира художники, архитекторы, искусствоведы, чтобы увидеть произведения человеческого гения, в таком изобилии собранные на территории этой страны. Каждый город, будь он самый небольшой, носит оттенок индивидуальности, одному ему присущие черты, отражает на себе характерные особенности определенной школы, сложившейся на протяжении веков, сохраняющей все традиции итальянского искусства, и в то же время отличается чисто местным колоритом. Это многообразие оттенков придавало путешествию по Италии неослабевающий интерес открытия каждый раз чего-то нового, еще невиданного. Наплыв желающих осмотреть Италию увеличивался из года в год. Страна жила туризмом. Черты капиталистического развития мало отражались на архитектурном облике Италии. Прошло лишь два десятилетия с начала мировой войны, со времени вступления Италии в число крупных империалистических держав, но печать капитализма и фашистской власти начинает явно обозначаться на общем облике страны. Теперь при посещении Италии нельзя не заметить ростков «современности» — ростков подчас грубых, дерзких, вносящих дисгармонию, редкий диссонанс в покой застывших образов прошлого. Если в небольших городках, живущих замкнутой жизнью, это явление еще мало чувствуется, то большие города с развивающейся промышленностью, являющиеся политическими и административными центрами страны, очень ярко демонстрируют изменение своего внешнего облика. Эти города перестраиваются внутри и, расширяясь, захватывают новые территории, застраивая их новыми постройками. Почти все крупные городские центры ведут планировочные работы, создают так называемые в Италии «регулятивные планы».Капиталистическая система ставит творческую инициативу архитектора в жесткие рамки"

"Небольшой пример из практики планировки нового Рима будет очень показателен. В северо-восточном районе города запроектирована новая площадь. Планировщик неплохо решил вливание магистралей лучевых улиц, учел перспективные возможности, продумал техническую сторону графика. Не забыта и декоративная сторона, сквер и монумент, — словом, архитектор-планировщик добросовестно выполнил свою миссию. Но... на этом «миссия» его и заканчивается. Все участки на площади приобретаются частными лицами или фирмами и застраиваются ими самостоятельно. Каждый владелец участка приглашает архитектора или, вернее, строительную фирму, и для владельца участка архитектор является только неприятной необходимостью. В результате площадь оказывается застроенной домами, носящими отпечаток всех направлений, всех стилей и вкусов, начиная модерном и кончая «неоклассицизмом». Рекламные соображения заставляют владельцев стремиться обратить внимание публики именно на свой дом. Каждый старается «перекричать» своего соседа. Получается такой хаос, такое нагромождение форм, что трудно смотреть, хочется поскорее уйти. Архитектор-планировщик, работающий в интересах общества, создающий красивую площадь, ансамбль, побежден системой, поддерживающей частные интересы в ущерб общим".( КАК ЖЕ ЭТО ПОХОЖЕ, ЧТО МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ В НАШИХ ГОРОДАХ - КАП)

"В результате площадь оказывается застроенной домами, носящими отпечаток всех направлений, всех стилей и вкусов, начиная модерном и кончая «неоклассицизмом». Рекламные соображения заставляют владельцев стремиться обратить внимание публики именно на свой дом. Каждый старается «перекричать» своего соседа. Получается такой хаос, такое нагромождение форм, что трудно смотреть, хочется поскорее уйти. Архитектор-планировщик, работающий в интересах общества, создающий красивую площадь, ансамбль, побежден системой, поддерживающей частные интересы в ущерб общим. Итальянская архитектурная молодежь делает выводы: «У вас в СССР — настоящее поле деятельности для архитектора, для подлинного развития архитектуры. У вас нет частной собственности на землю, нет капитализма». В Италии строят не только частные лица, но также и муниципалитеты и государство". В. А. Веснин. О современной итальянской архитектуре. 1937 "В рабочих районах Рима фашистские муниципалитеты из соображений демагогического порядка построили некоторое количество дешевых жилищ. Не буду останавливаться на экспериментах прежних лет, возьму последние «достижения» — законченный в этом году комплекс. С внешней стороны сооружение производит благоприятное впечатление. Широкий двор, сад, пальмы и цветы, фонтаны, дорожки, усыпанные гравием, окантованы камнем, местами вазы, скульптура. Выходящие в сад фасады имеют лоджии, балконы, уютно декорированы зеленью. Широкие светлые окна, недурные пропорции фасадов, выполнение работ очень хорошее, цветная штукатурка светлого приятного тона. Полуоткрытые лестницы, хорошо вентилируемые, по-южному открыты, но защищены от ветра и солнца. Квартиры маленькие, но светлые и удобно распланированные. И все же наряду со всеми этими показными качествами видно, что в постройке отсутствует забота о человеке. В квартирах нет ванн, нет вентиляции и нет отопления. Мягкий климат Италии всем известен, но тем не менее в Риме бывают морозы до 10°; зима коротка, но дождливый период довольно продолжителен, и без искусственного подогревания, подсушки помещения, обойтись нельзя. Как же здесь решается этот вопрос? Очень просто: вместо печей применяют переносные жаровни, горшки с тлеющими углями. Не надо думать, что в Италии вообще обходятся без отопления. Буржуазные квартиры, как новые, так и старые, снабжены отоплением. Архитектору-итальянцу, дающему нам объяснения, становится не по себе. Он краснеет за свою государственную систему. Он знает, что сырые квартиры в Италии — это рассадники туберкулеза, источники простудных заболеваний, ревматизма, это бич для здоровья трудящихся, что забота о гигиене жилища лежит на ответственности архитектора; он попадает в фальшивое положение, вступает в конфликт с совестью; в результате побеждает «система». ( Да , забавная статья. Хорошо бы дочитать ее до конца" .  ссылка на факсимильное издание источника статьи  http://tehne.com/library/arhitekturnye-zapiski-rim-pompei-florenciya-veneciya-vichenca-parizh-moskva-1937
Автор новости: Редактор КАП


Добавить статью в закладки:   

Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы вы могли оставлять комментарии.





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Поздравляем с Днем рождения архитекторов!

  • Сегодня отмечает Зарицкая Татьяна Анатольевна
  • Завтра отмечает Меметова Татьяна Дмитриевна

Работы из галереи проектов КАП

Магазин готовых проектов