Дом Поэта, дача Волошина
Дом Поэта, дача Волошина
Дом Поэта строился Волошиным в течение десяти лет на скромные гонорары, а потому получился простым, но удивительно интересным - Дом-Храм, Дом-Корабль. Удлиненные «романские» окна мастерской - явный отголосок испанских и французских впечатлений поэта, оставившего слепок своей души, свою раковину.
В истории ХХ века очень мало примеров того, как поэт или художник сам строил себе жилье, мастерскую. Обычно они арендовали, покупали или, в лучшем случае, заказывали проект архитектору.
1 мая 1901 г. мать поэта покупает у Н.В. Юнге участок земли в треть десятины на берегу моря, между двумя ручьями.
16 мая 1901 г. Начато строительство «домика» для Елены Оттобальдовны (это еще не знаменитый «дом Пра», а небольшое одноэтажное строение).
5 апреля 1903 г. Елена Оттобальдовна покупает у А. Юнга еще один участок в полдесятины для сына.
Май 1903 г. Начато строительство «первой очереди» Дома Волошина.
август 1903 г. Завершение строительства дома Волошина, получившего также шуточное название «вилла Пелеата». Знаменитая мастерская, напоминающая романский храм, тогда еще не была построена, дом был двухэтажным (по три комнаты на каждом этаже), с лестницей, террасами и одноэтажной пристройкой («хвостом») из семи помещений (его можно видеть на известной картине Богаевского и на ряде фотографий).
12 сентября 1903 г. У нотариуса в Феодосии совершен «акт купчей крепости» на участок земли для М. Волошина в 1302 кв. саж. за 1085 рублей.
30 мая 1908 г. Елена Оттобальдовна пишет о намерении строить дом в два этажа, рисует его план. «Уже заказала возить камень».
7 июля 1908 г. Начинается строительство нового дома Елены Оттобальдовны, сохранившегося доныне. (С 1930-х гг. этот знаменитый дом, где жили Гумилев и Цветаева, был фактически отчужден от основной усадьбы. В настоящее время Музей Волошина ведет переговоры по хотя бы частичному возврату его помещений, что было бы справедливо.)
29 октября 1908 г. Из письма Елены Оттобальдовны видно, что строительство ее дома завершено. (5 комнат в нижнем этаже, три большие - во втором, три - в мансарде. Рядом - "калыбный домик в две комнаты с кухней и двумя террасками".)
Август 1912 г. Подписан договор с подрядчиком "на пристройку к своему дому двусветной мастерской-библиотеки по собственному проекту".
Сентябрь 1912 г. Идет строительство мастерской.
27 ноября 1912 г. Богаевский пишет Кандаурову: "Макс много пишет этюдов и строит свою мастерскую".
Апрель 1913 г. В доме идут работы (штукатурные, малярные) по отделке мастерской с антресолями и комнат первого этажа под ней.
10 сентября 1913 г. Из письма Кандаурову в Москву: через два-три дня "начнутся переделки и заканчиванье" в мастерской.
20 сентября 1913 г. Из письма А.М. Петровой в Феодосию: "Уже дня четыре как в мастерской началась переделка", приходится присматривать, указывать, "тут и столяры, и печники, и штукатуры, и маляры, и кровельщики", работы еще дней на десять.
22 сентября 1913 г. Еще идут работы по "исправлению мастерской".
10 октября 1913 г. Волошин пишет Оболенской в Петербург: "Последние дни красил стены и потолок (каюты)".
11 октября 1913 г. Верхний летний кабинет отделен от мастерской стеклянной перегородкой, балкон над Таиах расширен, сделаны диваны в "каюте".
На этом заканчиваются, по-видимому, все достройки и перестройки Дома Поэта, и он обретает знакомый нам облик.
В Доме Поэта при жизни Волошина побывали Цветаева, Мандельштам, Гумилев, Грин, Брюсов, Белый, А. Толстой, Булгаков, Горький, Вересаев, Зощенко, Вс. Рождественский, Чуковский, Ходасевич, Эренбург, Замятин, Леонов, Петров-Водкин, Богаевский, Лентулов, Фальк, Габричевский, Кругликова, Остроумова-Лебедева... А во второй половине ХХ века: Солженицын, Бродский, Даниэль, В. Некрасов, А. Мень, Аксенов, Битов, Ахмадулина, Евтушенко, Чичибабин, Искандер, Сапгир, Каверин, Стругацкие, Михайловы, Белов, Радзинский, Рыбаков, Приставкин, Нейгауз, Уланова, Рихтер и другие.
Последние годы жизни Волошина были омрачены попытками новых хозяев страны отобрать его любимое детище, приспособить Дом к своим нуждам. Но будто охраняемый незримыми силами, прошел Дом через все бури ХХ в. Прецедентов того, чтобы в советские годы не тронули, не разорили такое "гнездо", раз-два и обчелся... Поленово, Абрамцево, Ясная Поляна. В основном же все "мемориальные" музеи - новоделы, "с миру по нитке"...
В Коктебеле долгие годы все сохранялось так, что возникает ощущение: хозяин лишь ненадолго вышел погулять по своим любимым холмам, случайно забыв посох у двери.
Но время все же идет, и оно неумолимо.
Ряд экспертиз конца 1990-х гг. показал, что Дом-музей Волошина находится в тяжелом аварийном состоянии. Изношены, полусгнили деревянные конструкции - балки, балконы, лестницы, оконные рамы. Есть трещины в стенах, нарушена гидроизоляция, в плохом состоянии электропроводка и т.д. В Музее до недавнего времени вообще не было отопления. Эти и множество других проблем годами не решаются из-за отсутствия должного финансирования.
По статье А.Н. Гусева «Дом Поэта. Прошлое и настоящее» О судьбе музея Максимилиана Волошина в Крыму.
Добавить статью в закладки: |
Свежие новости на КАП:
Картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вернули в экспозицию Третьяковской галереи.
Самый длинный арочный мост в Поднебесной
Китайская панорама ВК Самый длинный арочный мост в Поднебесной.
Купить недвижимость в Красноярске: особенности и советы
Купить недвижимость в Красноярске: особенности и советы.