|
К 10-летию туристического маршрута.
Вся Традиция древней Евпатории создана руками человека. Степное "плоское" побережье, где не скроешься за изысками природного крымского ландшафта, как на южном берегу полуострова. Контекст Евпатории полностью рукотворен. В этом городе сочетается все: и регулярная планировка, и традиционная; рубленное и аморфное; органическое и искусственное. Город наполнен архитектурной Традицей: национальной, ампирной, модернистской, и др. Традицией не только контекстуальной, а скорее патриархальной – отношением, соразмерностью прежде всего, к Человеку.
|
Уникальность Евпатории последовательно складывалась из непохожих, но органически связанных друг с другом исторических районов, с градостроительным ядром в ханском Гезлеве.
«Старый город», ханский Гезлев – нареченный в народе Малым Иерусалимом: клубок узких средневековых улочек, в который замотаны и величественный Никольский собор, караимские кенассы, синагоги, минареты кафедральной мечети Джума-Джами середины 15 века (знаменитого Ходжи Синана), и Текие дервишей, и Дом Дувана.
Я был в Иерусалиме большом: гулял ночью в старом городе в поисках храма Гроба Господня и запутался, не спеша в его лабиринте. Проходя мимо коммунистических граффити в арабском квартале казалось, что идешь в бесконечном коридоре на пересадке в каком-то неведомом сакральном метро. Также и в Малом Иерусалиме приятно и чрезвычайно увлекательно разгадывать шарады в каменных руслах улиц. Старый город нетривиален по красоте, в своей провинциальности самостоятелен и многолик.
Удивительно, но "Классический генплан" к середине 19 века так и не смог переварить традиционный алогичный постосманский город, в силу банальной и неразрешимой путаницы в собственности его обитателей. Поэтому «Новый город» строили уже рядом с ним, нащупывая уличную систему во внешних направлениях бывших фортификаций города. В то время, как улочки самого Гезлева расширялись под каретный транспорт. Здесь суть генетического кода архитектурной традиции Евпатории: посмотрев на план города сразу считываешь градостроительную летопись в положении его улиц, площадей и набережных, где каждая эпоха не стирала предыдущую, а пристраивалась логично рядом, вплоть до наших дней.
То, что сегодня для нас прекрасный «евпаторийский модерн», результат прорыва в конце XIX века, когда стала возможным продажа земли, по сути за бесценок. Купцы и дельцы стали строить на свое усмотрение, соревнуясь друг с другом у кого «круче». А усмотрение у них было высокое, с точки зрения архитектуры. В отличие от современного состояния умов и архитектурной мысли, качество архитектурной школы было несопоставимо выше, и понятие «круче» вылилось в то, что стало памятниками архитектуры и чем мы действительно восторгаемся сегодня.
Парк архитектурных аттракционов начала 20 века. Это место для тех, кто любит детали; для тех, кто в экстерьере видит интерьер. Бешеный восторг – русты, замковые камни, оленьи головы, невероятные решения перемычек над окнами. И это все сделано в первую очередь остроумно. Видно, как зодчие дореволюционной Евпатории упивались тем, как они делают и что в них верят и ждут большого успеха, а значит и успешного города. У каждого есть свое сердце в этом прекрасном городе. У меня оно отдано началу 20 века, осененное архитектурой Гейнриха, Сеферова, Бернадацци, Бредихина, всех творцов «евпаторийского архитектурного чуда».
Оригинал
|
Теги:
|
|