Крымская кофейня как «третье место»
КАП: Анна Вадимовна, мы думаем анализ феномена крымской кофейни невозможен без понимания вообще того, что называется «третьим местом», т.е. роли кофейни в современной городской культуре. Речь идет о месте, которое помогает налаживанию социальных связей прежде всего.
А.В.: Да, крымские города растут и развиваются, увеличивается плотность населения и застройки, создаются спальные районы и прилегающая инфраструктура, сужается зона личного пространства, в результате чего психологическое напряжение нарастает, и потребность в разрядке становиться всё более острой. В данном контексте "третье место" рассматривается как неагрессивное культурное пространство, которое способно наилучшим образом реализовать релаксационную функцию.
КАП: “Третье место” – понятие, введённое американским социологом Рэем Ольденбургом. https://decor.design/rabochee-prostranstvo-budushhego-kotoroe-ne-yavlyaetsya-rabochim-mestom/( см. статью «Рабочее пространство будущего, которое не является рабочим местом» на портале Décor Design) Согласно его концепции, “третье место” (англ. third place) – пространство, обладающее характеристиками просторности и рядом черт для создания неформальных социальных связей между людьми.
А.В. Да, ввиду нарастающего стресса и переутомления, современный человек испытывает необходимость укрыться от рабочей суеты “второго места” (англ. Second place), бездействовать некоторое время в расслабленной обстановке, способствующей снятию эмоционального напряжения. Кроме этого, пандемия COVID-19 поставила человека в условия изоляции в “первом месте” (англ. first place), вынуждая переосмыслить концепт домашнего культурного пространства, традиционно связанного с характеристиками спокойствия и уюта. Сегодня территория домашнего комфорта и эмоциональной безопасности приобретает для многих черты закрытости и затворничества, на первый план выходит нарушение баланса и стирание границ между домашним и рабочим пространством, что, безусловно, также актуализирует необходимость взаимодействия и социализации.
КАП: В Крыму как в южном регионе, кофейня на протяжении нескольких веков не сдает позиций “третьего места” как доступного культурного пространства творческого взаимодействия…
А.В. Конечно, вместе с другими объектами, которые тоже можно отнести к «третьему месту» (бары, парки, библиотеки, дома культуры), крымские кофейни предоставляют право полного социального равенства посетителей, что, в свою очередь, формирует свободу для общения вне рамок личного социального статуса.
КАП: Кстати, пример «третьего места» для многих симферопольцев- библиотека им. Франко на Набережной. Мало того, что это с архитектурной точки зрения очень удачный проект, но он гораздо более функциональный, чем просто библиотека. Это и лекторий, и игровая, и встречи по интересам, и кинотеатр, и выставочный зал, и вместилище курсов иностранного языка… Союз Архитекторов Крыма неоднократно проводил там свои выставки, отчеты и презентации различных проектов. И эти события всегда были доступны для горожан «с улицы»..
А.В. Обязательное условие “третьего места” – это возможность культурной коммуникации, творчества, саморазвития и самовыражения. И, кстати, благодаря как раз таким удачным примером, как библиотека им. И. Франко, очень много общественных заведений и локаций вынуждены адаптироваться: кофейни, кинотеатры, университеты, кстати тоже…Они становятся центром местных культурных «тусовок».
КАП: Но есть же настоящие национальные бренды- например английские кофейни, или австрийские...которые в 2011 году были включены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия…
А.В. Первые кофейни в современном понимании возникли в Англии в начале 19 века, в заведение мог зайти любой желающий и позволить себе выпить чашечку бодрящего напитка. Здесь действовал свод правил этикета, гласящий, что все посетители равны, богохульство и ругань запрещены, так же возбранялись азартные игры и употребление алкоголя. Всё это обусловило популярность кофеен в Англии, а непринужденные беседы распространились. Со временем сформировался феномен английской классической кофейни. Впоследствии, этот тип кофеен утратил свои главные черты: социальное равенство посетителей, запрет на обсуждение религии, употребление алкоголя и азартные игры в некоторые заведения вернулись, в результате был утрачен весь шарм третьего места. Венская кофейня родилась тремя десятками лет позже английской, но именно она – прототип многих современных кофеен в Европе. Здесь выделена терраса, однако большая часть посетителей всё же предпочитала пить кофе внутри заведения. Венские кафе постепенно превратились в один из важнейших институтов социума. От них пошла мода на деревянные журнальные столики, мраморные столики и округлые формы стульев, созданные французом Мишелем Троне. Именно венская кофейня считается эталоном "третьего места", так как в ней сложились традиции женского полдника, когда каждая горожанка выходила с подругами выпить кофе и съесть какой-нибудь десерт, а после ланча собирались мужчины. Также, именно здесь впервые стали венчать кофе взбитыми сливками, и придумали множество рецептов кофейных напитков.
КАП: Так что же все- таки с крымскими, подозреваю, что они могут быть даже старше английских…
А.В.: В функциональном плане так оно и есть. История крымских кофеен начинается с Бахчисарая; семнадцать кофеен – къавехане упомянул в 1793 году ученый-энциклопедист Петр Паллас. Город описывался как полный кофеен с витающим в воздухе ароматом пряного кофе. Здания были построены в восточном стиле, также имелась терраса, завсегдатаями были исключительно мужчины. Интересно, что в отличии от Англии, где в кофейне главное «а поговорить», в Бахчисарае, напротив посетители всё больше вдумчиво молчали, пили кофе и курили. Подобные кофейни были и в Карасубазаре (Белогорске), их посетителями были не только татары, но и армяне, и караимы. Причем, кофейни, как правило, были собраны в крымских городах на одной улице. Внутренняя планировка кафейни имела особенности: всё пространство было разделено на квадраты с решетчатыми перегородками…
КАП: Почти мушараби, которые изолировали женщин от улицы, но позволяли видеть все вокруг…
А.В. Да, точно. Гости сидели на маленьких низеньких диванчиках за восьмигранными столиками. О восточных кофейнях Карасубазара написано в путеводителе по Крыму и Кавказу за 1897 год. Говорилось, что на тот момент сохранился их восточный характер – глухие улицы и переулки с маленькими калитками, множество мечетей, обилие постоялых дворов с кофейнями. В частности, упоминалась известная кофейня "Таш-Хан".
КАП: Но в Симферополе тоже их было немало
А.В. Конечно, есть множество упоминаний о подобных кофейнях в Ак-Мечети, где их насчитывалось около 12 на 1807 год. По данным отечественного академика Павла Сумарокова, они располагались на улицах Пушкина, Екатерининской (ул. Карла Маркса), Салгирной (пр. Кирова). Восточная кофейня играла значительную роль в крымскотатарской культуре, породив целый ряд обычаев. Например, взимание платы за кофе на входе, когда посетители бросали 5 копеек за чашку кофе, а также появилась посуда: фельджаны (кофейная чашка), джезве (турка), табакълар (курительный табак) и др. Очень интересна в этом плане дневниковая запись Г. Абдулаевой «Уличная кофейня – изобретение востока, который без нее кажется немыслимым» https://www.liveinternet.ru/users/4768613/post333044315
КАП: Давайте посмотрим на сегодняшний облик крымской кофейни. Большинство современных заведений в Крыму имеют европейский вид, хотя в последние годы появились очень интересные этнические кофейни.
А.В. Благодаря удобному расположению в популярных местах города, кофейни заполонили весь городской центр, но мы видим, что у многих изменился интерьер. В большинстве симферопольских кофеен сегодня очевиден стиль Loft – т.е. переоборудованное помещение. При этом используются светильники, имитирующие старые образцы ламп накаливания, большое количество разнообразно заполненных полочек. На них книги, элементы декора: вазы, статуэтки, маленькие картины. Отдельное место занимает растительность: в летнее время множество вазонов с живой и искусственной зеленью окружают помещение как снаружи, так и на террасе, и внутри. Еще одним атрибутом является подобие барной стойки, направленной, однако, не к бариста, а стоящей перед большим панорамным окном, чтобы можно было наблюдать кипящую городскую жизнь, при этом традиционные столики никуда не исчезли. Всё это создаёт невероятное чувство уюта и тепла, что, в свою очередь, идет на пользу кофейне как «третьему месту».
КАП: Понятно, что роль кофейни как "третьего места" в наше время – не только создание неформальных социальных связей, но и поддержка уже существующих, что в целом обеспечивает комфортную городскую среду.
А.В. В современных условиях крымская кофейня выполняет функции мест деловой встречи, работы, заключения сделок, подобно английской кофейне XVII века. Подобно венской кофейне, привлекает своей атмосферой и разнообразием видов кофе. Подобно крымско-татарской кофейне напоминает об уникальности и разноликости полуострова, на котором мы живем. Тем самым кофейня как «третье место» надолго укоренилась в современной городской культуре.
ВНИМАНИЕ, конкурс!
Наше интервью с Анной Костромицкой подтолкнуло КАП к идее проведения архитектурного конкурса « Крымская кофейня как третье место». Мы ждем интересных проектов (осуществленных и эскизных) кофеин, которые созданы или могут быть созданы в Крыму. Конкурс проводим по двум номинациям:
А) Европейская кофейня Б) Этническая кофейня
Предложения отправляйте в комментарии к этой публикации в нашу группу в контакте https://vk.com/crimean_architectural_portal или на сайт в разделе «Обратная связь» https://www.archiportal-crimea.ru/contact.html
С пометкой : «КОНКУРС. КРЫМСКАЯ КОФЕЙНЯ КАК «ТРЕТЬЕ МЕСТО»
Добавить статью в закладки: |