Крым как эмоциональное пространство в фотографии

Опубликовано: 23 Марта 2022 в 11:22 прочитали: 1779 раз(а)

Крым как эмоциональное пространство в фотографии

Об этом мы говорим с кандидатом наук по социологии, доцентом кафедры журналистики и медиакоммуникаций ИММиД КФУ им В. И. Вернадского Викторией Леонидовной Кондратской

и членом Российской Национальной Ассоциации профессионалов фотоиндустрии (НАПФ) Геннадием Витальевичем Потапенко

КАП: Крымчанам всегда хочется верить, что в сравнении с другими регионами России или даже странами, крымские фотоснимки имеют большую эмоциональную составляющую. Что вы думаете по этому поводу?

В.Л.: Если, например, сравнить два кадра, сделанных одним и тем же фотографом, т. е. с одинаковым уровнем мастерства, где-нибудь в Оренбургской или Омской области и в Крыму, то, с большей долей вероятности, именно крымский снимок вызовет больше эмоций у зрителя – от повышенного внимания до восхищения. Продолжая эксперимент, сравнивая не только снимки, но и сопровождающий текст, описание местности, связанных с этой местностью событий, во множестве случаев можно получить второй слой эмоциональной составляющей восприятия – исторический. Православные христиане испытают эмоции, глядя на снимки Херсонеса и помня обстоятельства крещения князя Владимира, мусульмане по-особому воспримут фотографии Бахчисарая и Старого Крыма с их святынями. Любой зритель, осознавая крымский исторический и культурный подтекст, ощущает эмоции, напрямую связанные с изображённым объектом, помимо художественной интерпретации.

Г.В.: Эта тенденция возникла практически одновременно с широким распространением фотографии в России во второй половине XIX века. Фотографы того периода, снимая крымские виды, находились под воздействием эмоциональной составляющей, следовали романтическому стилю, композиционным традициям, которые заложили и параллельно развивали их предшественники, художники Карло Боссоли, Лев Лагорио, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Иван Айвазовский и другие, включая английских и французских авторов, создавших множество живописных и графических изображений Крыма.

КАП: Давайте вспомним наиболее известных фотографов дореволюционного периода …

В.Л.: Это, в первую очередь, Василий Сокорнов, Федор Орлов, граф Иван Ностиц, менее известны работы А.И. Вознесенского, Мордухая Рубинчика. С определёнными оговорками в число фотографов, запечатлевших Крым, можно включить и членов императорской семьи, в том числе, Николая II – фотоальбомы Романовых содержат немало превосходных панорам, величественных видов горного Крыма и Ялты. 

Из альбома Романовых 1909 г. Ялта

 Г.В. Отдельной строкой в фотоисторию Крыма вписан Роджер Фентон, родоначальник жанра военного фоторепортажа, запечатлевший сюжеты Крымской (Восточной) войны с 8 марта по 26 июня 1855 года. Несмотря на стремление Роджера Фентона избежать показа ужасов войны, а наоборот, продемонстрировать победоносное шествие союзных войск, зритель ощущает «смертную тень», которая дала название одной из самых известных и выразительных работ Фентона – «Долина смертной тени».

Р. Фентон Балаклава, 1855

Достаточно известен Сергей Прокудин-Горский, создавший с апреля по сентябрь 1905 года галерею первых цветных фотоснимков Крыма. В работах Прокудина-Горского представлена парадная и даже несколько помпезная сторона Крыма: дворцы, статуи, фонтаны, солнечные, яркие панорамы. http://prokudin-gorskiy.ru/tree.php?ID=619

В.Л.: Наблюдатели-фотографы считывает «эмоцию» с крымских памятников. Так, например, изображение Памятника затопленным кораблям в Севастополе предполагает скорбь, связанную с потерями, и одновременно торжество несломленного духа защитников города. Снимок Ливадийского дворца, вместе с восхищением его архитектурой, вызывает гордость от ощущения причастности к происходившему здесь историческому событию - Ялтинской конференции 1945 года.

КАП: Вряд ли в России найдётся другой регион, за исключением двух столиц, Москвы и Санкт-Петербурга, которому уделялось бы такое внимание фотографов. Появился отдельный жанр массового фотоискусства «привет из Крыма». Наверняка, у каждого крымчанина есть фотографии отдыхавших в Крыму старших родственников, сделанные в этом жанре. Что можно сказать о «привете из Крыма» сегодняшних дней?

Г.В. В новейшей истории к мощным эмоциональным маркерам добавились новые. Это гнев, разочарование, уныние – при публикации фотодокументов и другой информации об экологических проблемах, разрушении исторических памятников, застройке уникальных ландшафтов.

КАП: Что ещё добавилось в новейшей истории к крымскому фотовпечатлению, в последние годы?

Г.В. Новые объекты для съемок. Многие люди, располагали крайне ограниченными сведениями, например, об архитектурных особенностях крепости Керчь, возведённой под руководством Эдуарда Тотлебена, более известного строительством фортификационных сооружений в Севастополе накануне Крымской войны. А ведь Крепость Керчь – самый крупный целостный фортификационный комплекс в Крыму и один из крупнейших в России! Расширение аудитории социальных сетей привело к росту популярности ряда фотографов, которые специализируются в весьма узких темах, в отображении ряда климатических атмосферных явлений, свойственных определённой местности. Так, например, в творчестве Андрея Бурдейного и Николая Ковтуна, живущих в Ялте, значительное место занимают съёмки облаков над морем, в частности лентикулярных – редкой разновидности облаков, возникающих на границе воздушных масс с разной температурой и влажностью, т. е. морского и горного воздуха.

В.Л.: Есть основания утверждать, что стали не просто популярными, а в определённой степени модными поездки в район заповедника на мысе Опук во время массового цветения диких тюльпанов Шренка и Биберштейна: один из первых репортажей о цветении тюльпанов сделал фотограф и популярный блогер Сергей Анашкевич. Благодаря возросшему числу публикаций фотоснимков в социальных сетях стали весьма популярны поездки на розовое озеро Сасык-Сиваш, цветущие персиковые сады, лавандовые и маковые поля. Расширяя изобразительную палитру, фотографы всё чаще снимают и публикуют превосходные пейзажи с туманом или низкорасположенными облаками, наплывающими на вершины Крымских гор, морские волны во время шторма, высоко вздымающиеся после удара о ялтинскую или севастопольскую набережную, молнии над городскими или горными панорамами. В этом жанре работают крымские фотохудожники Роман Колесников, Андрей Шелякин, Владимир Иванов, Александр Трашин, Игорь Прошаков, весьма популярны фотографы и блогеры Юрий Югансон и Юрий Кондратьев и многие другие. Их творчество в значительной мере наполнено стремлением подчеркнуть и усилить эмоциональную сторону восприятия Крыма.

КАП: А еще любопытны работы нашего сегодняшнего собеседника Геннадия Потапенко, участника многих общероссийских и международных проектов. У современных авторов разные фотографии, они имеют как прикладное, документальное, так и художественное значение. Но пришло время этих фотохудожников демонстрировать, что снимки, сделанные в Крыму, всегда имеют дополнительный эмоциональный и смысловой подтекст. Спасибо за интервью!

фото Геннадия Потапенко

Автор новости: Редактор КАП


Добавить статью в закладки:   





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Поздравляем с Днем рождения архитекторов!

В ближайшие дни у членов САРК нет дней рождений

Работы из галереи проектов КАП

Магазин готовых проектов