Мемуары директора музея
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
theartnewspaper.ru
Автор:ДМИТРИЙ СМОЛЕВ
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
Мемуары известных музейных директоров — особый жанр, выкованный главным образом в условиях западной реальности и ментальности. Яркий его образец — выпущенная «Гаражом» в 2022 году на русском языке книга «Пусть мумии танцуют. Музей искусств Метрополитен изнутри» Томаса Ховинга, экс-директора нью-йоркской институции, упомянутой в заглавии. Это, разумеется, не исповедь, и все же повествование Ховинга насыщено субъективными оценками и довольно откровенными признаниями. Он преобразователь, а значит, конфликты и схватки неизбежны, и мемуарист создает соответствующую канву, одновременно и драматическую, и победительную для себя. Имеется в виду, что поскольку жизнь — борьба, то и описывать ее надо в подобном ключе.
Не так обстоит у нас — во всяком случае обстояло раньше. Советские, потом российские музейные руководители или вовсе не публиковали мемуаров, или же рассказывали о своей карьере настолько осторожно, что их воспоминания больше походили на анкеты, составленные для отдела кадров, или еще на коллективные панегирики «всем, с кем довелось вместе трудиться». Пожалуй, эта традиция иссякает, и новая книга Зельфиры Трегуловой «Искусство как выбор. История моей жизни» воспринимается в том числе как симптом такого рода изменений.
Добавить статью в закладки: |
Подписаться на рассылки
Поздравляем с Днем рождения архитекторов!
- 27.11.2024 отмечает Зарицкая Татьяна Анатольевна