Как придумали авангард
Лекции Арзамаса о русском авангардеДа, к тому же, подкаст читает С. Шнуров
Всезнающий Арзамас рассказывает о том, как Малевич, Кандинский, Родченко, Татлин, Ларионов и «бубновые валеты» создали радикально новое искусство XX века
Автор Галина Ельшевская
В марте 1915 года коллекционер Сергей Щукин, по слухам, купил с выставки «Трамвай В» работу Владимира Татлина, сколоченную из деревянных плашек. Некоторые исследователи сомневаются в факте покупки, но Щукин ее не опро¬вергал, несмотря на широкую огласку события. Публика удивлялась и него¬довала, в газете было напечатано ехидное письмо по поводу приобретения за большие деньги — цитата — «трех старых, грязных досочек». Но это озна¬чало, что собиратель с безошибочным нюхом что-то почувствовал в том новом искусстве, которое в сферу его интересов вовсе не входило.
Термин «авангард» для нас совершенно привычен, но в 1910-е годы он не был в ходу. Тогда чаще употреблялись слова, которые подчеркивали либо оппози¬ционность искусства — «левые художники», либо новизну искусства, его вре¬менной вектор — «будущники», «будетляне», «футуристы». Слово «футуристы» было главным, потому что оно интернациональное: были, например, и италь¬янские футуристы, их лидер Маринетти приезжал в Россию. А после револю¬ции термин «футуризм» стал распространяться на всех левых художников, и, например, критик Абрам Эфрос писал: «Футуризм стал официальным искус¬ством новой России», имея в виду весь авангард.
Наталья Гончарова. Попугаи. 1910 годГосударственная Третьяковская галерея
Владимир Татлин. Угловой контррельеф. 1915 годState Russian Museum / Bridgeman Images / Fotodom
Казимир Малевич. Женщина с ведрами. 1912 годWikimedia Commons, MoMA
Для того времени это была "поэтика хамства", эпатаж в духе Маяковского. Но эта поэтика стала новым направлением в мировом искусстве
Добавить статью в закладки: |