Художники- композиторы
Выставка учеников Малевича в Русском музеерассказываетkommersant.ru
В Михайловском (Инженерном) замке, одном из дворцов Государственного Русского музея (ГРМ), открылась выставка «Николай Суетин. Илья Чашник». Два самых близких и последовательных ученика Казимира Малевича представлены работами, по преимуществу происходящими из знаменитого «Архива Лепорской», окончательно переданного музею в 2017 году. О третьей и последней выставке, построенной на материалах из этого собрания, рассказывает Кира Долинина.
«Архив Лепорской» — легенда истории русского авангарда. До того как в 2017 году завершился долгий процесс постепенной передачи в ГРМ материалов, сохраненных ученицей Малевича и возлюбленной Суетина Анной Лепорской (1900–1982), наиболее горячие головы предполагали наличие в нем сенсаций. Сенсаций не оказалось, их из этого собрания давно уже изъяли разные коллекционеры, а вот на три очень занимательные выставки работ и документов хватило. Сначала отчитались самим Малевичем — выставка «Неожиданный Малевич» (лето 2018 года) представила 117 рисунков художника. Второй экспозицией в серии стала выставка самой Анны Лепорской, которой при поступлении в ГИНХУК в качестве ученицы Малевич поставил тяжелый диагноз «вангоговизм, сезаннизм» и стал с этим последовательно бороться. В начале 1930-х, правда, в этой борьбе ему помогла советская власть, запретившая все, кроме соцреализма, «-измы»; всю последующую жизнь Лепорская проведет художником Ленинградского фарфорового завода.
Третья, нынешняя выставка объединяет двух художников того же круга: самых верных, самых последовательных и самых рефлексирующих учеников Малевича. Материалы Николая Суетина (1897–1954) остались у Лепорской после его смерти, потом перешли к дочери Суетина Нине и уже по ее завещанию были переданы в Русский музей. Вещи и документы Ильи Чашника (1902–1929) сохранились в этом доме по чисто личной вроде бы причине: дети художников поженились. Однако в саму эту коллекцию была вложена большая идея, если не сказать миссия: Суетин и Лепорская пытались спасти все, что можно было еще спасти после ареста Малевича в 1930-м, когда многие ученики и друзья предпочитали сжигать ставшие опасными вещи.
Последние поступления датируются месяцами после смерти Малевича в 1935-м, когда под угрозой лишения служебной жилплощади семья художника раздавала свое никому тогда не нужное наследство: именно в Русский музей была передана великолепная коллекция живописных работ Малевича, на рисунки же желающих, кроме самых верных учеников, не нашлось.
Добавить статью в закладки: |