СИМФЕРОПОЛЬ И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Опубликовано: 31 Марта 2022 в 17:20 прочитали: 3214 раз(а)

Сегодня мы представляем вам взгляд на развитие Генерального плана г. Симферополя, и особенно, его транспортных развязок известного крымского архитектора

Геннадия Сергеевича Пономарева

СИМФЕРОПОЛЬ И ЕГО ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Градостроительство – теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство также определяется как область архитектуры и строительства, комплексно решающая функционально-практические (экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические) и эстетические задачи.

В 1842 году Николай I утвердил первый генеральный план Симферополя. В это время здесь работали выдающиеся архитекторы, строители Таврического дворца в Петербурге И.Е. Старов и И.Ф. Колодин. Были построены лучшие здания города — Соборная церковь во имя св. Александра Невского, дом губернатора, Воронцовский дворец в парке Салгирка. По генеральному плану кварталы имели четкую прямую разбивку, а здания — классические формы. Район от вокзала к Центральному универмагу и от улицы Маяковского к реке Салгир — получил название «европейский город» и сохранил свои основные очертания по сей день.

Работа над генеральным планом г. Симферополя, которая по задачам и составу соответствовала современному представлению об этом виде проектных работ, была начата в 1934 году Крымским государственным трестом. Документация первого генерального плана была утрачена в период войны 1941-1945г.г.

 


В 1946 году институтом Ленгипрогор были начаты работы над эскизом генерального плана г. Симферополя, который был рассмотрен Госпланом СССР и одобрен. При этом численность населения города была 150-160 тыс. чел. В 1952 году институт Ленгипрогор закончил разработку Генерального плана г. Симферополя.

В 1980 году институтом КрымНИИпроект был разработан Генеральный план города Симферополя (корректировка основного чертежа была проведена в 1981г.) Существующая граница города в тот период включала площадь – 6528,8га, проектная – 8305,6 га. Население составляло на 01. 01. 1978г. – 310,8 тыс. чел. с учетом поселка ГРЭС и Аэрофлотский. Проектное население на 2010 г. составляло 485,0 тыс. чел. Главным руководителем разработки градостроительной документации для города Симферополя неизменно был архитектор Могильников Б. А.

В 1980 году институтом КрымНИИпроект был разработан проект планировки и застройки центральной части города Симферополя (главный архитектор проекта Пономарев Г. С.), который стал основой для формирования нового транспортного каркаса центральной части города. После сноса одноэтажного жилья, были созданы магистрали городского значения: ул. Толстого и ул. Пролетарская (улицы Кавказская и Караимская) – дублеры ул. Кирова для транзитного автотранспорта.

В 1987 году КрымНИИпроектом в рамках продолжения работ над генпланом г. Симферополя был выполнен основной чертеж Генерального плана г. Симферополя (основной чертеж 1987г). По существу, идеи решений генплана были реальны на расчетный срок до 30 лет, и по плану поэтапно реализовывались. Но в «лихие девяностые» нарушение генпланов стало повсеместным, и каждый последующий генплан узаконивал беззаконие – построенные коммерческие объекты на территориях, предусмотренных для транспортной инфраструктуры города. А Генплан 1987 года исчез из архивов Горисполкома.

В 2016 году ООО "Институт Территориального Планирования "Град" выполнил проект Генерального плана г. Симферополя. В существующих границах площадь города – 10379,0 га, проектная 10379,0 га. Население составляло 352,4 тыс. чел., проектная численность на 2035г. – 390,0 тыс. чел. Генплан утвержден Решением Симферопольского горсовета от 25 августа 2016 г. № 888. Основными магистралями городского значения в центральной части города оставлены только улицы Севастопольская, Кирова, пр. Победы, улицы Ленина и Р. Люксембург, остальные, включая ул. Толстого и Пролетарскую, обозначены как улицы местного значения. В основе консервативная идея – оставить все как есть, что означает фактический возврат в 1960 год (приложение №1).

Доля городского округа Симферополь в общей численности населения Республики Крым ежегодно растет (с 18,4% в 2010 году до 18,9% в 2016 году). При этом по различным оценкам реальная численность населения городского округа составляет уже около 600 - 650 тыс. человек за счет маятниковых миграций из Симферопольского, Белогорского и Бахчисарайского районов, а в туристический сезон численность населения с учетом транзитного туристического потока может достигать 900 тыс. человек. На 1 марта 2022 года по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) Симферополя составляет 362 391 человек.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Симферополь на период до 2030 года предусматривает формирование Симферопольской агломерации и перспективное расширение территории городского округа Симферополь за счет Симферопольского района (перспективные территории: Мирновское сельское поселение, Молодежненское сельское поселение, Перовское сельское поселение, Трудовское сельское поселение и Укромновское сельское поселение), является одним из факторов, повышающих общий уровень производительности труда в экономике агломерации за счет эффекта концентрации деятельности.

Определено приоритетное направление «Пространство жизни». Официально утвержден Модернизационный сценарий поэтапного развития города на период до 2030 года.

«Публичное пространство, находящееся не в частной, а в общегородской – коммунальной собственности – есть непременное условие города, есть такое пространство – есть город, нет его – нет города» (В. Глазычев, метр градостроительства). Общественные пространства это: улицы, транспортные развязки, площади, парки, скверы и пр. Задача создания общественных пространств возложена на архитекторов

Современная транспортная система городского округа Симферополь, характеризуется возрастающей долей личного автомобильного транспорта, который в общем потоке и частных маршрутных такси, работающих зачастую в теневой сфере, характеризуется следующими тенденциями:

Превышается допустимый уровень выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта, что провоцирует возникновение заболеваний, в том числе онкологических;

Постоянные многокилометровые заторы на основных магистралях городского округа, что создает негативный образ городского округа, в том числе для туристов и транзитных пассажиров.

Проведенный анализ использования существующих кольцевых транспортных развязок и регулируемых перекрёстков, показывает, что пропускная способность их исчерпана, так, коэффициенты загрузки для пересечений: Московская площадь, площадь Куйбышева, Советская площадь, площадь Советской Конституции (при нормативном коэффициенте 0,80…-0,90) превышают его и достигают соответственно 1, 63, 2,10, 1,95, 1,00

Наиболее высокие показатели потоков легковых автомобилей характерны для делового центра города: ул. Кирова - пл. Советская, пр-т Победы-пл. Куйбышева, ул. Киевская-за перекрестком с ул. Шмидта, количество легковых автомобилей в этих точках составляет 82-93% от общего числа автотранспорта

В мировой практике считается напряженным достижение показателя числа легковых автомобилей на 1000 жителей до 200-300 автомобилей (сегодня в городском округе Симферополь – более 500 транспортных средств на 1000 жителей). Предлагаются меры по ограничению пользования личным автотранспортом на участках улиц Кирова и Р. Люксембург и стимулированию развития общественного транспорта. Наиболее эффективным решением является обеспечение приоритетности проезда путем организации обособленных полос.

В рамках решения задачи рассмотрена возможность создании обособленных конструктивно путевых полос движения для общественного транспорта на круговых городских развязках (Куйбышевское кольцо, Московское кольцо, Советская площадь, площадь Амет-Хана Султана). Так как введение разделенных конструктивно выделенных полос для общественного транспорта способно увеличить пропускную способность круговых колец в 1.5-2 раза. (Приложения №3 и №4).

Результативность решения поставленных задач подтверждена практикой реконструкции транспортной развязки на пл. Амет-Хана Султана.

Транспортный каркас центральной части города целесообразно продолжить развивать по ранее (генплан 1987г.) разработанной и реализуемой градостроительной концепции (приложение №2).

Выводы

1. Генплан, утвержденный Решением Симферопольского горсовета от 25 августа 2016 г. №888, необходимо корректировать, а не терять время на разработку нового. Основание для этого:

-несоответствие существующего варианта генплана Стратегии социально-экономического развития Симферополя, утвержденной Решением Симферопольского горсовета от 19 декабря 2017 года №1462;

-по законодательству РФ – корректировка генплана допускается через пять лет после его утверждения;

2. Поэтапная реконструкция транспортной развязки на пл. Куйбышева («сегодня самое слабое звено в транспортном каркасе города») обеспечит необходимую пропускную способность транспорта на пересечении двух основных магистралей города.

3. Исключение транзитного потока личного автотранспорта в центральной части города понизит до нормативного ПДК от выхлопных газов автомобилей.

Автор новости: Редактор КАП


Добавить статью в закладки:   

Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы вы могли оставлять комментарии.





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru

Поздравляем с Днем рождения архитекторов!

  • Завтра отмечает Зарицкая Татьяна Анатольевна
  • 28.11.2024 отмечает Меметова Татьяна Дмитриевна

Работы из галереи проектов КАП

Магазин готовых проектов