Культуролог Екатерина Кокорина. Встреча 2
КАП: Мне кажется, что Коктебель – поселок, который вполне, по всем параметрам, подходит под определение арт- пространства. Это касается и проведения джазовых фестивалей, и организации подзаборной выставки нового искусства, и даже торговли изделиями hand-made и живописи на набережной. Мы были в гостях у одного владельца домашнего кинотеатра, который проводил сеансы авторского кино не только для друзей, но и для разных коллективов – например, для ученых биологической станции. И, например, та же выставка подзаборников, которая проводится уже десяток лет, привлекает в межсезонье людей, которым в Коктебель, по другим делам и не надо…
Е.Г.: Да, подобные территории – эта инфраструктура, которая позволяет взаимодействовать людям различных творческих направлений деятельности, находить партнеров для значимых проектов или коммерческих стартапов. Креативная, экономическая и социальная среда является фактором, обеспечивающим экономический рост региона.
КАП: Ну да, гости Коктебеля ведь где-то едят, живут, что - то покупают. Тем самым одним фактом посещения креативного пространства делают жителей поселка богаче. Но есть же какие – то особые требования к арт- пространству?
Е.Г.: Да, местом расположения таких пространств как правило, являются заброшенные, а также исторические здания, тем самым разумно задействуются территории, которые пустуют, реставрируются здания, улучшается вид города
КАП: Не случайно фестиваль «Казантип» родился на локации остановленного строительства Щелкинской АЭС. А в музее атомных подводных лодок в Балаклаве проводили симфонические концерты, впрочем, как и в оборудованной для посещения Мраморной пещере.
Е.Г.: Да, арт-пространства всегда пользуются спросом у местных жителей, но помимо этого и у туристов, следовательно, они повышают туристическую привлекательность территорий. Они объединяют малый и средний бизнес, что благоприятно сказывается на их развитии. Вообще, на первый взгляд вполне шумная и, очень часто, стихийная идея, имеет достаточно эксклюзивных функций
КАП: Как минимум, информационная функция у артпространств есть всегда.
Е.Г: Креативное пространство так же, как и арт-рынок создает определенное информационное поле. Зритель, прежде всего, много узнает. Не говоря о том, что художник, выставивший картину на таком пространстве, имеет шанс продать ее не только в частную коллекцию, но и в музей, где работа будет охраняться государством. Т.е. пространство выполняет посредническую функцию. Этим художником (возьмем его просто как удобный пример), заинтересуются сми. Успех креативного пространства обостряет конкуренцию с другими арт- пространствами, и таким образом срабатывает стимулирующая функция- территории стремятся сохранить свою самобытность. Кроме того, не все, разумеется, что мы видим в таких пространствах, но все же много что формирует эстетический вкус и воспитывает. Креативная функция людей само собой, активизируется. А рекреационная функция состоит в том, что человек восстанавливается в чреде пресыщенных стрессом будней. К тому же, множество районов, которые находятся в разрушенном состоянии, бывшие промышленные зоны, заброшенные фабрики, представляющие собой опасность для населения и имеющие непривлекательный вид для города, превращаются в культурные центры, которые привлекают к себе внимание туристов, а также служат локациями творческого и плодотворного проведения времени.
КАП: В Чехии очень популярно открывать школы искусств в старых пивоварнях, организовывать праздники еды и ярмарки на территории заброшенных предприятий. На такую реновацию Евросоюз выделяет деньги.
Е.Г.: Люди всегда интересовались поиском такого места, где можно реализовать свои способности, обретать новые знакомства, изучать искусство, и при этом открывать в себе все новые таланты и возможности. А в таком пространстве осуществляется открытие новых возможностей для реализации самых нестандартных идей.
КАП: Таким образом, можно сделать вывод, что арт-пространство как социокультурное явление – это многофункциональное место, где осуществляется коллективное самовыражение…
Е.Г.: Подобные пространства выстраивают новый контекст восприятия различных городских локусов, размываются границы между неоодинаковыми по статусу городскими районами, стираются стереотипы. В этом плане любой регион должен быть заинтересован в поддержке креативного класса арт- пространства. Просто любить, жаловать и стимулировать таких людей. Потому что они интенсифицируют разные сферы жизни общества: бизнес, творческие индустрии, туризм.
Добавить статью в закладки: |
Подписаться на рассылки
Поздравляем с Днем рождения архитекторов!
- 26.01.2025 отмечает Анненков Анатолий Анатольевич
- 26.01.2025 отмечает Логинов Александр Евгеньевич
- 26.01.2025 отмечает Мокрецова Ираида Николаевна