Интервью Идриса Юнусова

Печать

Недавно крымские архитекторы Идрис Юнусов и Эмиль Юнусов выиграли архитектурный конкурс эскизных проектов Соборной мечети в Симферополе. Данное мероприятие и его итоги вызвали неподдельный интерес у большей части аудитории КАП и местных жителей, а потому мы попросили авторов лучшей работы прокомментировать результаты конкурса и подробнее рассказать о своем проекте.

Интервью КАП дал Идрис Юнусов, руководитель группы архитекторов ООО «Монолит Проект».

Идрис Юнусович, почему Вы решили принять участие в конкурсе на лучший эскизный проект Соборной мечети в Симферополе? Насколько часто участвуете в архитектурных конкурсах?

Намерение принять участие в конкурсе у меня созрело до официального объявления конкурса, когда еще не было принято окончательное решение по выделению земли, но велась речь, что будет объявлен конкурс. Эскизировать я начал еще тогда. Я проживаю в Марьино и каждый день 2 раза проезжаю возле этого участка. Участвуя в конкурсе, я, по сути, выполнял свой национальный и гражданский долг…

На чем в первую очередь делали акцент при создании проекта? Какие особенности данной работы, на Ваш взгляд, являются наиболее интересными?

Каждый народ при возрождении обращает свой взор в свое прошлое и оттуда старается черпать истоки и силу… Прошлое Крымского ханства очень тесно связано с Турецкой империей и архитектура здесь не исключение. Сохранившиеся памятники архитектуры, такие как Джума джами в Кезлеве (Евпатории) и Муфтий джами в Кефе (Феодосии) были построены в османском стиле. Поэтому для меня было ясно, что архитектура здания должна быть с чертами османского и крымскотатарского стилей, что, кстати, и оговаривалось в техническом задании конкурса. Говорить о крымскотатарском стиле как таковом очень сложно, вопрос еще требует основательного изучения ввиду недостатка информации по этой теме и скудности примеров материальной культуры. Но по всей видимости крымскотатарский стиль при всей схожести с османским отличала определенная аскетичность и ассиметричность размещения зданий в плане. Понятие стиля, по определению, включает в себя совокупность характерных черт и признаков архитектуры, устойчивое повторение и применение определенных приемов и использование определенных деталей в строительстве. В османском стиле при строительстве мечетей используется прием главенствующей роли большого купола опирающегося на восьмигранный барабан, который в свою очередь опирается на квадрат из колонн, а вокруг главного купола уровнем ниже размещаются полукупола. К основному зданию, как правило, примыкает внутренний открытый или закрытый двор.

Конструктивная схема Соборной мечети решена на приеме опирания большого купола (D=24 м) непосредственно на многогранный барабан, который опирается на 8 колонн, что позволяет зрительно увеличить внутреннее пространство молельного зала, а нагрузка от главного купола передается на двойной ряд мощных колонн и диафрагм, расположенных с 4-х сторон фасада и работающих как контрфорсы. Одной из особенностей данного проекта является использование в объеме внутреннего двора колоннады с арками как внутри, так и снаружи. Наружная колоннада создает определенный ритм и зрительно скрывает удлиненность внутреннего двора, в то же время создавая у зрителя знакомый образ южного крымского фасада.

Насколько тяжело было учесть все условия конкурса?

Одним из основных проблем было отсутствие нормативной базы по данной теме. К сожалению, ни в России ни в Украине нет строительных норм по этой тематике.

Каким образом в Вашем проекте учитывается необходимость решения существующей транспортной проблемы в районе развязки ялтинская объездная – улица Ялтинская?

На стадии эскизного проекта предусмотрено строительство подземного перехода недалеко от существующей остановки с устройством остановки общественного транспорта на ул. Беспалова, что существенно разгрузит улицу Ялтинскую. На прилегающей к Соборной мечети территории предусмотрены автостоянки на 100 автомобилей и 4 автобуса. Предусмотрен подземный паркинг под объемом внутреннего двора на 56 авто. Въезд на парковки с ул. Ялтинской предусмотрен только с «правым поворотом». Выезд также с использованием правого поворота и устройством полосы разгона.

К слову, устройство надземного перехода менее целесообразно, учитывая большую высоту подъема и возраст основной массы прихожан. Основная сложность строительства подземного перехода, по моему мнению, будет заключаться в получении разрешения на проектирование и согласовании, учитывая, что этот участок дороги является транспортной артерией Правительственного подчинения. Технически строительство подземного перехода возможно в межсезонье с перекрытием ул. Ялтинской на несколько дней, перенаправив транспортный поток через ул. Беспалова и, используя быстромонтируемые объемные ж.б. блоки, которые будут уложены за один день.

Можете посоветовать, чему в первую очередь следует уделить внимание, чтобы завоевать симпатии жюри и общественности?

Только высоким качеством работы и выполнением всех условий конкурса.

Насколько высоким Вам показался уровень конкурса?

Достаточно высоким, в силу участия в нем архитекторов с именем и из более чем четырех-пяти зарубежных стран.

Стали ли неожиданностью результаты конкурса?

Учитывая, что предварительный выбор жюри был в пользу другого проекта, (хотя по результатам интернет-голосования мой проект был в числе лидеров) для меня окончательное решение Наблюдательного Совета явилось полной неожиданностью…

Чем еще Вам запомнился конкурс?

Тем, что приобретаешь не только профессиональный, но и жизненный опыт…

Как Вы думаете, насколько архитектурные конкурсы полезны сегодня в Украине? Почему они проводятся так редко?

Любой конкурс для архитектора – шанс для проверки своего профессионального уровня. Поэтому конкурсы всегда полезны. Вопрос, почему они проводятся так редко, скорее должен быть адресован чиновникам, которые по долгу службы обязаны быть ответственны за проведение подобных мероприятий.

КАП выражает благодарность Идрису и Эмилю Юнусовым за интервью и предоставленные материалы, а также еще раз поздравляет с победой в Конкурсе!

P. S. На КАП был задан вопрос относительно мощности звукового оборудования, которое планируется установить в Соборной мечети. Как отметил Идрис Юнусов, подобные технические решения будут предметом рассмотрения на более поздних этапах подготовки и реализации проекта и не входили в задачу проектировщиков при создании данного эскизного проекта.



Добавить статью в закладки:   

Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы вы могли оставлять комментарии.





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru