Алексей Комов: Универсальный солдат Традиции
Гость нашей рубрики «ПУБличности» в этом выпуске выбран не случайно… Известный московский архитектор, сын выдающегося советского скульптора Олега Комова, лауреат и постоянный участник российских и международных архитектурных конкурсов («Золотое сечение», «Под крышей дома…», «Shrinking Cities» и т.д.), член Союза Архитекторов России – Алексей Комов. В мае этого года он задумал просветительский проект, цель которого – пропаганда архитектурного потенциала Евпатории!
В июле на евпаторийском молодежном портале e-times.com.ua была выложена статья, уже опубликованная в электронном журнале "Чифан" (http://www.chifan.su), которая произвела на посетителей сайта настолько сильное впечатление, что счетчик просмотров зашкаливал. В материале архитектор Алексей Комов с Андреем Ягубским – [привожу дословно] «спутник-фотограф, писатель и просто человек-котлета», вели непринужденную архитектурную беседу обо всем, что встречалось на их пути во время прогулок по нашей Евпатории. К достаточно оригинальному и непосредственному изложению прилагались около полусотни кадров с неожиданными ракурсами и видами Евпатории:
«В ходе работы над публикацией и зародилась идея влить в евпаторийское биеннале современного искусства, инициатором появления которого является Андрей Пермяков, новую архитектурную струю «Арх Евп» как еще один важный шаг в осмыслении ее уникального образа, как для самих горожан, так и для всех тех, кто или был, но так и «не увидел», либо не был в Евпатории никогда… но теперь, обязательно будет!» - убежден архитектор.
Предварительно планируется реализовать ближайший проект в трех временных плоскостях – условно: вчера, сегодня, завтра. Это архитектура Старого города, маршрут «Малый Иерусалим», экспозиция на основе той самой беседы. Настоящее – архитектура советского периода, которая пока остается, к сожалению, «неведомой зверушкой» для самих евпаторийцев. Это будут работы и художников, и фотографов:
«Мы планируем задействовать пытливую и интересующуюся евпаторийскую молодежь вокруг знаменитой курортной архитектуры Евпатории, возведенной в СССР, чтобы именно их глазами увидеть этот удивительный пласт архитектурной Евпатории – Курортоград!
Это станет основой «банка данных» для запланированного нами архитектурного путеводителя по этому периоду евпаторийского зодчества, - комментирует Алексей Комов. – На основе послевоенного генплана мы создадим виртуальный Курортоград, на котором покажем и то, что было построено, но что мы уже можем, к сожалению, потерять… и то, что осталось только в чертежах у советских творцов. А остальное предложим додумать в конкурсах молодых архитекторов в традициях «бумажной архитектуры».
А начинать тему «завтрашней» Евпатории мы будем уже результатами конкурса на лучший проект курзального павильона, уютного летнего кинотеатра, эстрады на территории пансионата «Родничок», где сейчас одиноко пустует бетонное «пятно» 25 метров в диаметре, которое раньше было «плацом» для пионерских линеек. Посоветовавшись с руководством пансионата, мы решили, что рациональнее будет эту площадь задействовать в традициях просветительской курортной архитектуры…».
Алексей, так почему все-таки Евпатория?
Вообще все, что связано у меня с прекрасным городом, имеет определенный сакральный смысл… На протяжении моей все-таки относительно недолгой жизни – 37 лет – Евпатория, так или иначе постоянно «всплывает»…
Если говорить со стороны формальной, то началось все, наверное, летом 2004 года, когда моя теща предложила нам поехать отдохнуть сюда, точнее в Витино, где у предприятия, на котором она работает, располагался дом отдыха.
Вот тогда-то я впервые «пристально» и познакомился с городом! Моя супруга была на тот момент на раннем сроке беременности – наша старшая дочь дала «отчетливо» о себе знать именно в Евпатории, что, конечно, имеет большое значение для меня, поверьте. Поэтому у нашей Сони, можно сказать, корни евпаторийские… Остальных моих детей – Савву и Таню – мне удалось позже просто уже влюбить в солнечный город)))
А если говорить о настоящих родственных связях, то я с детства знал, что у нас есть корни, «корешки» в Крыму. Мама помнит: в молодости к ним приезжали двоюродные сестры моего отца… как раз из Евпатории! Недавно я таки добился у тети, сестры моего покойного отца «правды жизни»: действительно, мой прадед Борис был родом из Симферопольского уезда, правда позже переехал в Москву и стал управляющим у Шаляпина в доме на Новинском бульваре, где сейчас его музей. А вот его брат Лев, в свою очередь, переместился не так далеко – в Евпаторию, как раз во время «коммерческого бума» имени блистательного главы города Дувана. Очевидно как раз именно поэтому. И оставил после себя неимоверное количество дочерей, что затрудняет серьезно уже в наши дни раскапывание родственные корней… А так хотелось бы! Может кто-нибудь отзовется?...
С момента Вашего первого знакомства с Евпаторией тут многое изменилось. Ощущаете разницу?
Чувствую, ой как чувствую! Там, где раньше было наше любимейшее с супругой «итальянистое» кафе, теперь почему то индийский ресторанчик… Слоны и факиры явно не в традициях Евпатории… Шутка, конечно… Хотя эти «уютные привязки» очень важны для осознания себя в городе и своих традиций… как, например, «дом с оленем» на Театральной площади. Я, бывает, там прохожу и каждый раз ощущение такое внутри, что раз олень пока есть, пусть и облупленный, значит все нормально – жизнь продолжается.
Ну, конечно, видно, что усилия мощные были приложены, один Малый Иерусалим чего стоит!..
А с профессиональной точки зрения, как архитектора, какая картина в целом создается здесь?
Ну, если говорить честно и о больном, то, конечно, «эпоха перестройки» для города - как падение с орбиты. В связи с нашим проектом я побывал в разных уголках города, где многие мега-проекты со времен развала СССР так и остались в недострое, как подбитая техника в этой «войне миров» - кровоточащие шрамы на лице города… Тот же самый «Золотой ключик» не достроен, увы… А такой интересный проект обязан был украсить город!
Да, локально город все-таки приподнимается, как, например, всеми любимый Малый Иерусалим, но это еще больше проявляет диссонанс. Что, как ни парадоксально, тем не менее, хорошо, потому что такой контраст зримо и живее обращает внимание на проблемы, и волей-неволей приходится подтягивать все остальное. И тут как раз нужна кропотливая культурная идентификация, чтобы «не выплеснуть драгоценного ребенка». Ведь, например, одни санатории стоят «как после боевых действий», а другие – более-менее, но там бывает другая проблема – полная индифференция к архитектурной ценности объектов ради «сезонной» выгоды. Причем здесь и не только про пансионаты речь идет – это повальная зараза! Бацилла «сезона»…
А то, что город стал ярче – это однозначно. Но это всегда имеет две стороны: где-то убыло, где-то прибыло. Но на этом и построена наша земная жизнь.
Почему Вас интересует именно здания советского периода, а не дореволюционные объекты?
Архитектура древняя и дореволюционная – давно и детально изученная тема, выпущено и выпускается определенное количество книг, путеводителей посвященных ей… Это все знают. Это красиво – это объяснили… Ее надо действительно охранять – во что бы то ни стало. А вот что касается советской традиции – все далеко не так однозначно. Огромный уникальный пласт, а к нему сугубо утилитарное какое-то, даже порой стыдливое отношение…
Взять хотя бы санаторий «Чайка» в Заозерке – это с ума сойти как круто и современно, хоть и было построено 60-х годах прошлого века! Я когда попал туда, так и обалдел от его «романтического модернизма»… ну как мои дети радовались бы, если бы попали без меня на аттракционы в парке имени Фрунзе!
Это ведь такое богатство! И за ним будут приезжать в Евпаторию, чтобы лицезреть не только мечеть и Кенасы… Как, например, в Москве – тот же конструктивизм: целые «паломнические» делегации иностранцев приезжают посмотреть на какой-нибудь клуб имени Зуева или дом Мельникова… А здесь целые «архитектурные плантации»! Такое разнообразие, что дух захватывает: и «Октябрь, и «Смена», и многие, многие другик… И я хочу помочь самим евпаторийцам увидеть и осознать свой город с другой стороны… такой вот я странный безумный московский зодчий, универсальный солдат Традиции)))
Собирая материал для проекта, вы уже наверняка знаете о Евпатории больше, чем коренные жители… Мы, наверное, даже не догадываемся, сколько архитектурных «интересностей» таят в себе евпаторийские стены!
Ну, это естественно – лицом к лицу лица не увидать! Вообще важное качество Евпатории, в том, что она, повторюсь, безумно разнообразная! В этом ее спасение. Традиция не дает разрушаться «генетическому коду» и в ней сокрыта та разница потенциалов, которая должна рождать, в конечном счете, энергию созидания. И Малый Иерусалим, но это такая вещь «в себе», - любимая шкатулка, и потрясающая архитектура советского периода – фантастический Курортоград, как я называю, где было рассчитано, что вся страна будет приезжать сюда, чтобы «обновляться для новых подвигов».
А с моим товарищем, Андреем Ягубским, мы приезжали сюда сначала, чтобы просто посмотреть «для себя», а потом уже родилась «легендарная» беседа… Все эти старые особняки, гостиницы конца XIX – начала XX века настолько впечатляют, что я только и делал, что снимал – причем поражает каждая деталь, даже самая мелкая. Такого нигде нет! Потому что та же Ялта, она все-таки аристократическая, немножко чопорная и уж точно не такая разнообразная. Здесь же какое-то буйство форм рукотворных, ярмарка, атмосфера такого веселого архитектурного задора! И для меня это важно. Я здесь себя чувствую комфортно. Кого-то лечат грязевые процедуры и солнечные ванны с массажем, а меня сам по себе город «обновляет» и дает силы. Такая вот «лечебная архитектура»!
Я знаю, у Вас есть проект – поставить в Евпатории часовню Серафима Саровского. Почему именно часовню? И почему имени этого святого?
Я же говорил, наш первый ребенок, наша Соня, «заявила о себе» именно здесь, а ее рождение для нас было осенено благодатью нашего любимого Святого.
Крым для меня особый мир, как для православного русского человека. Это же Родина Православия. На этой земле был крещен князь Владимир. А Евпатория с ее иерусалимским смыслом – как Город Золотой, для меня как современного грешного человека, стремящегося стать лучше... И поэтому поставить часовню нашего семейного Святого было бы правильно именно здесь, где часть моего сердца. Вернее нашего сердца! И не просто приобщиться, а попытаться стать хотя бы малой частью великой Традиции этого города.
Уже присмотрели какое-то определенное место?
Работаем над этим. Это очень важная история. Раскрывать до конца не буду – это дело интимного архитектурного и духовного изыскательства.
Хочу поблагодарить Алексея за ооочень познавательную беседу, полный объем которой вы, как всегда, можете прочитать на молодежном портале e-times.com.ua . Ну а я очень хочу пожелать, чтобы замысел Алексея Комова и его команды в полной мере осуществился, «пропаганда» архитектурных ценностей Евпатории удалась и помогла жителям и гостям взглянуть на наш город по-новому, с бОльшей гордостью и уважением. Возможно, мы станем более внимательными к родным местам и, задавшись целью сохранить эту ценность, будем задумываться перед тем, как покрасить фасад своего дома в дикий «фламинговый» или больнично-зеленый «окрас» (молчу уже о тех, у кого рука поднимается нарисовать граффити…) или ставить дешевый, но примитивный белый стеклопакет в оконный проем дореволюционного здания… а может мы хотя бы перестанем флегматично проходить ежедневно мимо разрушенного здания, несущего архитектурную ценность, и даже не замечать как оно зарастает сорняками… Безусловно, тема больная и неоднозначная, но учиться беречь культурные ценности обязательно нужно – в этом отличие homo sapiens.
Источник:
Добавить статью в закладки: |
Упоминания на КАП:
Свежие новости на КАП:
Выставочный проект состоит из работ Шипициной, исследующих постсоветский бытовой ландшафт. Общественное пространство обладает способностью управлять целым социумом, надежно сохраняя визуальные образы, заложенные еще в детстве и нередко кочующие из поколения в поколение. К числу наиболее ярких примеров такого ландшафта относятся палисадники - небольшие участки земли перед многоэтажными жилыми домами, засаженные растениями. В многоквартирных районах постсоветской России палисадник часто становится местом благоустройства типовой застройки. Главные приметы этого пространства – причудливые виды и формы оград, нити с флажками и старая мебель, за которыми высаживаются цветочные композиции.
Гюстав Эйфель . Гений гигантомании
Новый выпуск на канале "Архитектурно". АРХПОДКАСТ