Диктатура архитектуры

Печать

Екатерина Громова:
На наш вопрос: За что через пятьдесят лет ялтинским зодчим пожмут руку наши потомки, главный архитектор Ялты скромно ответил:
Владимир Приступа:

st_01

«Прежде всего, пожмут руководству города за то, что сегодня сделана набережная города, Пушкинский бульвар, восстановлена Пушкинская беседка. Очевидно, за это пожмут руку».

Екатерина Громова:
Ялтинская набережная, повторяющая форму волны, а также улица Пушкина и беседка Пушкина созданы по проекту творческой группы архитекторов ялтинского отделения КРЫМНИИПРОЕКТА.

 

Наталья Старикова – член авторского коллектива разработки детального плана развития Ялты:

 

st_03 «Набережная неплохая получилась в Ялте. Такой набережной, на самом деле, больше нет. Это предмет гордости ялтинцев. И мы надеемся, что она долго будет такой.
Из современных построек, очень интересный объект – кафе «Апельсин» на Набережной. Это работа тоже нашего архитектора».
st_04 st_02
Елена Дорохина – архитектор института КрымНИИпроект:
«Заказчик здесь исключительный: он не пожалел средств, любит культуру и искусство и понимает в этом.
st_05 Поэтому получился такой объект. Он заказал его со словами: «Сделай так, как нет ни у кого». На этом месте раньше была гостиница в стиле модерн «Джалита». Совмещение современной архитектуры с модерном – это очень популярный ялтинский стиль начала века, с гнутыми линями, с цветами и т.д. В этом сооружении я старалась придерживаться этого стиля. Здесь очень сложное место по планировке: изгиб набережной и начало Пушкинской. Таким полукругом идет это кафе. Летом здесь особенно интересно, это напоминает Монмартр – здесь сидят художники. Этим объектом я отдала дань истории архитектуры Ялты».
Екатерина Громова:
Пожалуй, да. Из интересных объектов на Набережной – только этот. Во всяком случае, раз увидишь - уже никогда не забудешь. Но не сравнить же с монолитной, почти цитадельной стеной этого кафе по соседству, кстати, созданного тоже по проекту архитектора Ялтинского отделения КрымНИИпроект.
st_06

Наталья Старикова – член авторского коллектива разработки детального плана развития Ялты:
«Стали реконструировать Пушкинский бульвар. Проект не предполагал развитого торгового комплекса. И что мы видим? Вразрез проектной документации вдоль русла реки Водопадной квадратно – гнездовым способом появились эти павильоны, которые испортили бульвар. Раньше это была река с двумя пешеходными улицами, а сейчас это стандартная перегороженная улица, речка и неизвестно что… »
Владимир Приступа – главный архитектор Ялты
«В настоящий момент архитектура – это отражение экономики. Инвестор, получив земельный участок в аренду, стремится получить прибыль. И правдами и неправдами согласовывает определенный тип сооружения. Как мне кажется, получаются слишком высокие строения. У нас, конечно, строят не небоскребы: самые высокие здания 9 -12 этажей - но это пугает ялтинцев. Ни в коем случае, мы не допустим застройку такой этажности центральной части города, там, где существуют охранные зоны исторического ядра новой Ялты, Старой Ялты. Все равно тот масштаб улицы останется».

st_07 Екатерина Громова:
Будем считать, что многоэтажные «Эдинбургтауэр» и элитные апартаменты возле гостиницы «Ореанда», во многом изменившие представление об архитектурной доминанте Ялты, которой раньше считалась церковь Иоанна Златоуста, печальное - но, увы, уже вечное недоразумение, продавленное силами, которым в Ялте не смогли сопротивляться.

Наталья Старикова – член авторского коллектива разработки детального плана развития Ялты:
«Если бы была градостроительная дисциплина, как при Екатерине II, когда за самострой человек получал предписание, и если он сегодня его не сносит, завтра приходит рота солдат, уничтожает его строение, а с виновного высчитывается стоимость сноса. Это действительно было».

Борис Попов – директор Ялтинского филиала института «КрымНИИпроект»:

st_08 «Я так понимаю, сил у города не хватает противостоять тому, что происходит. Вместо объектов с большими залами на 5 тыс. человек, мы получаем жилые дома высотой 20 – 25 этажей и так далее».

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Наши заказчики, застройщики, инвесторы не научились относиться к архитектуре, как к произведению искусства. Вот в чем беда. Пока они не станут воспитанными в этом вопросе, тогда нам станет легче с ними сражаться».

Павел Зюзиков – архитектор:
«Инвестор – это большое благо. Их надо холить и лелеять. Другое дело, что мы, как профессионалы, которые понимают больше чем люди, которые просто на этом зарабатывают деньги, должны, понимая злобу дня, иметь эти заготовки, они должны лежать в состоянии STAND BY. И, например, приходит инвестор, который занимается торговлей, мы говорим – вот, пожалуйста, вам площадка, там геология такая – то, затраты на подключение сетей такие. Он должен получить максимальную информацию про это место, сделать бизнес- план и осваивать».
st_09 st_10

Екатерина Громова:
Кстати, даже этот жилой комплекс возле гостиницы «Ореанда» мог смотреться гораздо органичней, легче, воздушней, если бы заказчик придерживался идеи авторов – архитекторов КрымНИИпроекта, они настаивали на прозрачных синих стеклах, даже лазурных. Как сказал бы, возможно, Гомер, «лазоревоокими стеклами» смотрел бы в морскую даль этот жилой дом, но увы - установился в море броней своих стен.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты: ( фото « АМТЕКА»)
«Когда строилось здание «Амтека» на площади Радина, всем казалось, что это будет неудачное сооружение (у него 9 этажей). Но если вы присмотритесь к нему, то увидите, что оно сделано с определенной долей мастерства. Я бы даже сказал, архитектору этой гостиницы с офисными помещениями Зюзикову удалось удачно вписать в историческую канву. Это современное здание не нарушает городской масштаб, а наоборот, будто всегда там и было. st_11
Екатерина Громова:
Но таких, удачно вписанных в ялтинский ландшафт, и подходящих характеру города многоэтажных новых зданий, как творение Зюзиковых, увы, совсем немного. С другой стороны, по мнению главного архитектора, новый утвержденный генплан Ялты – это действенный сдерживающий фактор, чтобы хотя бы заказчики и заинтересованные в реализации проекта чиновники, соблюдали этажность.
Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Вот площадка бывшего рыбзавода». st_12

Борис Попов – директор Ялтинского филиала института «КрымНИИпроект»:
«Заказчик приходил и всем объяснял, что они провели маркетинговые исследования и в это месте выгоде построить не гостиницу, а жилой дом, причем это будет своя территория, он будет огорожен. Хотя там был разработан детально план, описано, что там должно быть».

Павел Зюзиков – архитектор:
«Это проект, который совершенно искажает Ялту, делает новый масштаб. Вот «Уголек» или дом возле «Ореанды» он просто «отдыхает», потому что это более масштабный комплекс. Я писал заключение от имени архитекторов Ялты. И мы сделали развертку с моря, кстати, которая не была представлена при защите этого проекта. Потому что иначе было бы понятно, насколько он чудовищно искажает ландшафт. 180 метров сплошной стены высотой 85 метров. Серьезного куска ландшафта не будет видно и люди, которые там имеют жилье – будут полностью отрезаны от панорамы».

Екатерина Громова:
А проект жилого комплекса на месте бывшего рыбзавода прошел одобрение на общественных слушаниях.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Появились серьезные инвестиции. Инвестором было вложено в городской бюджет около 60 млн. грн. Деньги потратили на реконструкцию школ, детских садов, Пушкинского бульвара. Хоть инвестор, в связи с экономическими проблемами, не может сейчас продолжить строительство, но зато он успел дать долевое участие городской инфраструктуре».

Екатерина Громова:
А это, между тем, проблемка, неожиданно упавшая на Ялту вместе с мировым финансовым кризисом – теперь ее облик будет обезображен не только нелепыми многоэтажками, но и недостроями.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Советское время оставило намного больше недостроев. Сейчас в Ялте их не так много. Практически все дома, строительство которых было начато, будут достроены. А тем, которые в начальной стадии строительства – повезло меньше. Они могут быть остановлены. Даже на льготное кредитование, которое было принято правительством Украины – не всякий инвестор пойдет. Конечно, если у него закончен объект на 90% - то он может согласиться на такие кредитные условия. Но то, что в законе привязано к стоимости квадратного метра – не совсем верно. В Ялте стоимость квадратного метра намного выше. Не всякий инвестор согласиться на такую подачку, чтобы достроить дом».
st_13 Екатерина Громова:
Цена квадратного метра жилья в объекте, претендующем на господдержку, не должна превышать 8 тысяч гривен для Киева и 6 тысяч - для областных центров. Согласитесь, для Ялты – это смешные цифры. 
Еще одна проблема, решение которой теперь отложено самой жизнью на длительное время – это регенерация дорог. Ялту покидают отдыхающие пешеходы и водители только потому, что всем стало чрезвычайно тесно и душно от большого количества транспорта.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Парковок еще мало у нас. Даже то, что было выставлено на аукцион: земельный участок на строительства автомобильной парковки на въезде в город, к сожалению, не состоялся. Не было желающих. Там очень трудные условия строительства и стоимость аренды».

Екатерина Громова:
Ну, и к тому же потенциальные хозяева стоянок хорошо понимают, что народ наш еще не привык бросать автотранспорт на въезде в город и пересаживаться на велосипеды.

Наталья Старикова– член авторского коллектива разработки детального плана развития Ялты:
«Территория, в пределах которой улицы сплошь имеют витиеватое, серпантинное начертание. И как бы деваться – то некуда. Но удалось эту проблему решить: проложили еще одну внутригородскую магистраль в этих условиях с небольшим сносом. Как бы программа регенерации транспортной сети есть в детальном плане территории. И, кроме того, регенерация трассы внутригородских магистралей. Тоже посредством небольшого сноса. Буквально каждый квадратный сантиметр этих трасс выхожен ногами. И это вопрос именно регенерации транспортной структуры, потому что новые здесь делать невозможно. Пешеходное направление мы пытались возродить там, где это возможно. Кроме того, добавлены компоненты вертикального транспорта – канатные дороги, которые выполняют функцию внутригородского сообщения».

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«В Советские времена в город не пускали транспорт, особенно иногородний».

Екатерина Громова:
Кстати, в советское время было много неплохих принципов градостроения. Например, многоэтажки жилых кварталов строили вдали от центра, и посмотрите, они до сих пор не портят Ялтинский ландшафт. И даже очень ничего смотрятся вдалеке на фоне припорошенных снегом гор.

Людмила Зюзикова:
«Чем отличается архитекторы Ялты? Тем что лучше знают рельеф, потому что архитекторы других городов часто не могут на таком рельефе работать».

Екатерина Громова:
Единственный многоэтажный дом в центре, известный как дом Софии Ротару, (поскольку у певицы в нем была квартира) спускался по улице вместе с речкой вниз, к морю. 
Что безвозвратно потеряно, так это ялтинские дворики… Многие из них обладали естественными проходами, обеспечивающими город сквозными пешеходными маршрутами.

st_14 Наталья Старикова – член авторского коллектива разработки детального плана развития Ялты:
«И вот такими пешеходными коммуникациями пронизана вся старая Ялта, потому что она на рельефе. А сейчас - Народный переулок перекрыт, Чехова – практически перекрыт. Очень многие, исторически сформированные, тропинки пешеходной сети – перекрыты, т.е. люди вынуждены идти по забитыми транспортом улицам, поскольку им больше негде идти».

Екатерина Громова:
Не менее сложная градостроительная перспектива – это избавиться от старых, хаотически застроенных кварталов. Люди достраивались и обстраивались - каждый, как мог, на протяжении десятилетий- вверх и вширь. И вряд ли кто- то сегодня согласиться на жилье вдали от центра. Значит, Ялта обречена иметь шанхайский облик еще долгие - долгие десятилетия. Хаотически достраиваются не только дома, но и другая недвижимость.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«У ялтинцев сейчас есть стремление превратить свои гаражи во второе жилье. Поэтому лучше придать всему этому какой – то организованный вид и переводить их в жилые квартиры по единому проекту. Это будет правильнее, чем просто запрещать строительство».

Екатерина Громова:
Пусть расцветают все цветы – этот китайский принцип, возможно, хорош для юной демократии периода оттепели, но, безусловно, плох для городской архитектуры, которая, на самом деле, должна иметь общую красную линию, общие ориентиры, и, конечно же, школу, где неопытные слушают опытных, чтобы вместе создавать облик города, а не выпендриваться поодиночке. Главный архитектор Ялты считает, что в городе нет архитектурной школы, где профессионалы учились бы на лучших образцах.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Был один Краснов, который сделал много хороших проектов в Ялте, но еще больше он построил в Югославии, куда сбежал после революции. Ялте очень повезло, что здесь работал Краснов».

st_15 Екатерина Громова:
Да, Ялте действительно повезло, что Краснов здесь творил. Повезло русскому императору, богатым заказчикам дворцов и поместий и самому городу, где многое согласовывалось с этим архитектором и где многие к нему прислушивались. Кстати, сам Краснов жил в Ялте в очень скромном доме с кариатидами, сегодня известном только любителям архитектуры и профессионалам. Но вот смотрите: как хорошо отголоски его стиля вписываются и сегодня в Ялтинский градостроительный ландшафт – рядом с театром им. Чехова по проекту архитектора ялтинского отделения Крымниипроект построен выставочный зал одной из фирм, занимающейся художественной ковкой. Думаю, Краснов бы пожал за это руку архитектору Елене Дорохиной. И все-таки об архитектурной школе.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«Школа создается на базе чего-то. Был здесь один институт КРЫМНИИПРОЕКТ. Но помимо нег, проектировали, особенно много на ЮБК, и киевляне, и москвичи – со своим пониманием архитектуры и ландшафта. Сейчас появилось много творческих мастерских, совершенно изолированных друг от друга. И все пытаются доказать свое видение градостроительства и архитектуры».

Екатерина Громова:
- Когда смотришь на Ялту с горки – получается ЧУМА, а не архитектура.

Владимир Приступа:
«Трудно сказать…»

Екатерина Громова:
Но тем не менее, руководители ялтинских достаточно разрозненных профессиональных архитектурных организаций признаются: пора объединяться и влиять на творчество друг друга, ведь градостроительный совет остается всего лишь совещательным органом, который, по большому счету, мало влияет на волюнтаристские и далекие от творчества и понимания среды бизнес - замашки заказчиков.

Владимир Приступа – главный архитектор Ялты:
«В чем ошибки многих архитекторов? Они пытаются сделать свой объект – лучше, чем все окружение. Многие этим страдают, кто не понимает в теории и практике градостроительства».

Екатерина Громова:
А Ялта сегодня – прекрасный объект для обучения молодых, и еще не испорченных деньгами и телефонным правом молодых архитекторов. Как надо, а чаще, как не надо строить. Пройдись ее улицами, посмотрите на нее сверху, и вы сами поймете, что ей нужно, а без чего она легко смогла бы обойтись. И любому человеку станет ясно – какое- то звено здесь сломано – в цепочке прохождения проекта от замысла к реализации. Архитекторов с градостроительным сознанием гораздо меньше, чем архитекторов, соображающих на двоих со своим заказчиком, точнее, на троих – вместе, увы, с городской властью.  
Кстати, удачное, с архитектурной точки зрения, строение на Набережной Ялты- вот эта стела с указанием городов- побратимов. Понятные любому человек аллюзии на компас и парус, и даже на мачты похожи здесь фонарные столбы. Не мешало бы Ялте не только дружить с городами – побратимами, но и использовать лучший европейский опыт.

Павел Зюзиков – архитектор:
«В Барселоне – крупном мегаполисе, есть историческое наследие. Что они сделали? Локализовали до уровня такого анклава внутри города этот район, внесли инвестиции, довели до кондиции первозданного вида. На этом районе теперь делают хороший бизнес, показывая этот исторический пласт. Конечно, там все ограничено, невозможно никакое строительство, но туда можно войти, походить по этим улочкам, проникнуться этой средой и потом вернуться в 21 век. У нас есть Массандровская Слободка, которая в какой- то степени еще сохранила тот отпечаток позапрошлого века, хотя и она и очень искажена надстройками, пристройками и пр. и есть район между Кирова и набережной – небольшой кусочек в центральной части Ялты. Если локализовать эти два кусочка, оживить их, очистить привнести тот шарм, который был изначально заложен в них. И таким образом, можно было бы всем курортникам показывать, какая была Ялта. И это нормальное решение. Но дальше нужно делать курортный центр. У нас есть 2 речки, в районе «Ореанды» можно было бы создать такой центр отдыха и развлечений с гостиницами, салонами и пр, а рядом с управленим архитектуры - административно – деловой центр. И будут 2 таких ядра, вот у нас две речки здесь сходятся, они приходят к двум центрам. А центральная часть города будет первозданная, локальная, низкая, показывающая саму Ялту. Получилась бы с моря очень симметричная композиция. Если бы все с этим согласились, или с какой – либо другой концепцией, то тогда была бы предсказуемая позиция».

Екатерина Громова:
Кстати, правоустанавливающие документы с этой концепцией, как – то генеральный план, детальная проработка территории города, правила застройки города – все это уже есть в Ялте, нет только дисциплины и желания все эти документы соблюдать.

Павел Зюзиков – архитектор:
«Ни один крупный дом не построен самозахватом. Они все построены законным образом: на выделенной местными депутатами земле. Вот вам и замкнутый круг. Нет, может, я сгущаю краски и они не коррумпированы, а просто не знают этот генеральный план и не могут подсказать инвестору где можно строить – где нельзя.
Плюс кризиса в том, что он дает возможность остановиться, переосмыслить сделанное, отдышаться, может донести до наших депутатов те идеологические вещи, которые заложены в генеральном плане и понять всем нам, куда мы идем. Поэтому, Слава Богу, что грянул этот кризис, мы внутри себя работаем и власть должна как – то переоценить свои решения. Потому что все мы, находились на каком – то страшном конвейере, который тянет не понятно, куда и мы даже не могли отдохнуть. И это затишье одно из положительных черт кризиса».

Статья написана по мотивам телевизионной программы «Поместье»



Добавить статью в закладки:   

Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы вы могли оставлять комментарии.





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru