Диктатура НАД архитектурой.
С марта этого года в эфир ГТРК «Крым» выходит новый сезон популярного ток- шоу «Зеленый коридор». Это дискуссионная передача о точке зрения, наиболее важной и нужной обществу. Поддержать или «предать анафеме» - во власти каждого, у «Зеленого коридора» нет никаких преференций, но мысли победителей программы не облагаются налогом недоверия. Диктатура над архитектурой – это тема первой программы «Зеленого коридора» в новом сезоне. В прямом эфире крымские архитекторы, ученые и эксперты пытались разобраться, сможет ли экономический кризис, и последовавший за ним тайм – аут в строительстве, «оздоровить» архитектуру наших городов? |
Алексей Соловьев – эксперт по туризму: Екатерина Громова: Алексей Соловьев – эксперт по туризму: |
|
Анатолий Митюнин – архитектор: Нельзя говорить, что архитекторы испортили города и, мол, «слава Богу, что их остановили». Все наши проекты – это, прежде всего, продукты общества на том этапе, на котором мы сейчас находимся. |
|
Аркадий Усык - эксперт, заслуженный архитектор Украины, в 70- е – главный архитектор Симферополя: Как Вы считаете, современные молодые архитекторы не способны работать в том же ключе, что и архитекторы дореволюционного и послереволюционного времени? |
|
Анатолий Митюнин – архитектор: Людмила Шевченко – ген. директор строительной компании: |
|
Екатерина Громова: Вы правда помните то время в Симферополе, когда люди фотографировали фасады? |
|
Людмила Шевченко – ген. директор строительной компании: «Да. Тогда полным ходом шла реставрация. Сколько у нас было цветов, скверов, фонтанов! Сейчас на этих местах стоят совершенно коммерческие здания. Архитектура этим себя просто губит! В отдельных местах появляются вычурные сооружения, но они только подчеркивают то, какая убогость вокруг. Нельзя строить что- то новое, красивое, стильное и абсолютно не привязываться к тому, где вы его воткнули. Раньше для того, чтобы защитить какой – то проект – была полная визуализация со всеми фасадами, мы его сравнивали, какую окраску принять и так далее. Сейчас этого нет». |
|
Екатерина Громова: Владимир Долгонос – архитектор: |
|
Екатерина Громова: Людмила Шевченко – ген. директор строительной компании: |
|
Екатерина Громова: Дмитрий Козлов – зам. нач. инспекции ГАСК в АР Крым: «Раньше если строили по заказу, то это хоть обсуждалось, а сейчас у кого есть деньги, тот и строит». |
|
Владимир Долгонос – архитектор: «Чем отличается то, что было 18 лет назад от того, что происходит сейчас? Это совершенно другая дисциплина в застройке населенных пунктов. Если раньше мы достаточно четко придерживались системы градостроительной документации, разрабатывали схему районной планировки Крыма, затем схему районных планировок административных районов. В конечном итоге мы имели генеральный план города, проект детальной планировки и даже проект застройки какого – то определенного квартала, и мы застраивали его именно по этому проекту застройки. Это было плановое хозяйство и тогда дисциплина в этом вопросе не сравнима с теперешней. Было другое финансирование, другие заказчики. Сегодня их стало несоизмеримо больше. Появились владельцы небольших участков земли, строений, их они пытаются снести и на этом месте что- либо выстроить. И эти коммерческие частные интересы вносят хаос. Понятно, что специфика Симферополя – это Старый город. Ак – Мечеть – это базовое гнездо, колыбель, в которой родился Симферополь. На это здание страшно смотреть. А если знать об инженерном обеспечении в Старом городе, туда и заходить не захочется. Понятно, что это все не реконструировать, ни полностью снести – не получится. В лучшем случае, если мы начнем это делать кварталами! А фактически получается, что собственник, какого- то из старых домиков, улучшая свои жилищные условия, достраивается, расширяется. И невозможно им это запретить. |
|
Екатерина Громова: Владимир Долгонос – архитектор: Слабая сторона современной архитектурной жизни города – это разношерстность, разноплановость. Получился разрыв между старым поколением архитекторов, которые очень хорошо могли читать фундамент, делать расчет и молодым поколением, у которых все проектирование сводится к тому, что они лазят в Интернете или в каталогах и башенки с одного объекта переставляют на другой. Современные архитекторы слабы в конструктивных моментах, а старые – наоборот, это хорошо знают, но плохо разбираются в новых технологиях. Вся проблема в том, что НЕТ школы. |
|
Звонок телезрителя: Не кажется ли Вам, что Генплан Симферополя умышленно не принимается, чтобы была возможность строить забегаловки за большие откаты? Владимир Долгонос – архитектор: Генплан города не рассматривает и не определяет размещение отдельных объектов. Он прописывает принципы застройки, функциональное зонирование города, транспортную схему. Генеральный план – это план поведения в городе. Но дальше идут документы, которые более детально определяют застройку, этажность, функциональность и пр. |
|
Екатерина Громова: Если это такой необходимый стратегический документ, то почему его до сих пор нет? Владимир Долгонос – архитектор: Это достаточно сложный документ. Когда я вступил в должность и познакомился с почти готовым генпланом Симферополя, я понял, что в тех параметрах и с теми показателями, которые в нем заложены, его утверждать нельзя. Екатерина Громова: Анатолий Рувимович, Вы придерживаетесь такой же точки зрения? |
|
Анатолий Митюнин – архитектор: Я считаю, что этот генплан просто ничего не даст городу. Сотрудники Киевского градостроительного института, который сейчас монополизировал генеральные планы по всей Украине, привыкли работать под плановое хозяйство. Но изменились – то давно обстоятельства, мы в другой стране живем, а градостроительство работает по- старому. |
|
Людмила Шевченко – ген. директор строительной компании: Генеральный план нужен. Но он не будет никогда выполнен. Под генплан должно быть определенное финансирование, которого просто нет. Поэтому стройка выхватывает тех заказчиков, которые сами предлагают какие- то объекты. Нет у государства денег, чтобы появился нормальный генплан, который будет выполнен. |
|
Ростислав Гайдай – директор архитектурной фирмы «Тектоника»: Я считаю, что генеральный план – это принципиальный документ, который должен соблюдаться. Если говорить о последних 18 годах, то наша беда в том, что он не выполнялся. Даже старый генплан предусматривает важные вещи, которые должны были быть в Симферополе. Это торсировка магистралей, зонирование территории и пр. Я понимаю, что существует давление бизнеса на власти и на архитекторов тоже, и это привело к тому, что отводились участки на перспективных магистралях, и это привело к транспортному коллапсу. Павильонный период - неизбежен и мы его почти прошли. Следующий этап – это укрупнение бизнеса, строительство капитальных сооружений в соответствии с теми правилами, которые предусматривает генплан. |
|
Екатерина Громова: Мне даже страшно. Закончится кризис, снова начнется строительная активность, мы опять будем жить по этим же принципами диктатуры над архитектурой. Зарема Нагаева – эксперт, доктор архитектуры, зав. кафедрой архитектурного проектирование НАПКС: Градостроительную политику надо делать. У нас есть хорошие примеры. В 19 веке Евпаторийская городская управа работала так, что ни одно здание на частной земле не строилось без их разрешения и рекомендации. В Женеве при мэрии есть специальный совет архитекторов, которые никогда не позволят построить здание, которое противоречит требованиям градостроительной политики. |
|
Екатерина Громова: Возможна ли диктатура архитектуры, а не диктатура НАД архитектурой? Ростислав Гайдай – директор архитектурной фирмы «Тектоника»: Наверное, возможна. Это мечта каждого архитектора. Архитектор – социальная профессия. Он не может работать отдельно. Хороший объект – это совместная работа заказчика, архитектора и строителя. Если они доверяют друг другу, то появляются хорошие объекты. Если кто – то из них начинает навязывать другому свою точку зрения, появляются неудачные сооружения. Екатерина Громова: Чье давление побеждает сейчас? Ростислав Гайдай – директор архитектурной фирмы «Тектоника»: Заказчика. Екатерина Громова: Какие меры нужно принять нашей стране, чтобы после кризиса архитектура снова стала искусством? Ростислав Гайдай – директор архитектурной фирмы «Тектоника»: Думаю, здесь есть и наша вина. |
|
Екатерина Громова: Плохо сопротивляетесь? Ростислав Гайдай – директор архитектурной фирмы «Тектоника»: Может быть так. Наши работы должны быть более убедительны. Ред.: Мнения экспертов в программе разделились, и победителя - участника, который должен пройти по зеленому коридору, мы не выбрали. Жаль. Но надеемся, что победит настоящая архитектура, когда закончится кризисное время и снова наступит расцвет в строительстве. |
Добавить статью в закладки: |
Свежие новости на КАП:
Конкурс для архитекторов
Потеря Сухаревой башни
Некоторые ошибочно считают, что Сухарева башня была построена как дом колдуна и чернокнижника Якова Брюса. Но это лишь легенды. В реальности башня для проживания никогда не предназначалась, а сам Брюс был известным ученым, хотя наука в те времена и впрямь воспринималась как магия. Обитал он неподалеку, в башне, действительно, бывал, но к ее строительству не имел никакого отношения.