Архитектура и пресса

Печать

Симферополь, общий план города Архитектура и пресса не дружат. Кто виноват? Пресса? Так ли это?
ПРОСТО СОВРЕМЕННЫЙ АРХИТЕКТОР - во многом продукт советской практики, с ее положительными, но и отрицательными привычками.
В советское время архитектор являлся, по сути дела, оператором проектной части строительства, на которого была возложена ответственность за соблюдение жестко ограничивающих нормативных показателей. Роль некоторого дворецкого, который знает все ходы и выходы, а также всех приходящих и входящих и соблюдает порядок и надзор за челядью – т.е. всех, кто в строительство вовлечен. До застывшей ли музыки было, когда любой ценой нужно было уложиться в удельные показатели по стали, цементу, дереву и щебню (наверное, кое-кто еще помнит знаменитый, ныне почивший, СН 202-81 «Об экономном расходовании материалов в строительстве».) Естественно из трех Витрувиевских китов (красота, прочность, полезность), на которых держится архитектура, «Красота» в массовом строительстве успешно была забыта. Надо ли винить прессу в отсутствии пристального внимания к унылым типовухам, в том, что самым распространенным печатным откликом на серую монотонность стали деловые строчки с цифрами в отчетах перед съездами и конференциями?

Некоторая отдушина для архитекторов была, пожалуй, в индивидуальных проектах, на которые не распространялись пресловутые удельные показатели, и разрешение на которые получить было совсем не просто. Это правительственные учреждения, театры, аэропорты, вокзалы и др. Надо честно признать, что освещение в прессе строительства таких списочных объектов было соответствующим духу времени. В газетах и новостях мы узнавали о бригадире отделочников или крановщике или о замечательном бетонщике-рационализаторе и совсем не часто об авторах проекта. В памяти новостной ролик, прошедший по ЦТ о сдаче в эксплуатацию замечательного и смелого для своего времени аэропорта «Звартноц» в Ереване, в 1981г. В нем говорилось о ком угодно, но ни слова об архитекторах. Но, а что, разве многое изменилось сегодня? В Крыму построены прекрасные здания. Это и ялтинский автовокзал, и симферопольский дворец культуры профсоюзов, и здравницы и гостиницы южного берега. Проведена замечательная реконструкция Симферопольского вокзала, Джанкойский просто появился.

рука тянущаяся к небу Много ли мы знаем о людях, которые были авторами этих работ? Каждое из них было событием своего времени. И стоит ли в этих случаях пенять на прессу, если ее приучили к отсутствию событий в этой области. Справедливости ради нужно сказать, что само государство обесценило престиж профессии, лишив архитекторов полномочий, сохранив при этом ответственность и оставив, в качестве развлечений, занимательные диалоги на сленге со строителями.
В подобных ограничениях пребывали и литераторы и кинематографисты и художники. И в каждой сфере были несомненные удачи, всем нам памятные. Об архитектуре, за редким исключением, это сказать нельзя. Почему? Недостаток средств? Да, конечно, это самое дорогое из искусств. Но Мексика или Индия — страны отнюдь не богаче Советского Союза, но там успешно творили и Нимейер и Корбюзье.
Сорокалетний творческий провал между пятидесятыми и девяностыми годами прошлого века, между работами славной плеяды русских и советских архитекторов первой половины двадцатого века и развалом Советского Союза требует своего анализа и своих экспертов.
Но сейчас другое время. Из жестких нормативов остались только требования к безопасности эксплуатации строений. Площадь квартиры, высота потолков или качество отделки ограничиваются только финансовыми возможностями заказчиков. Меняются в лучшую сторону и отношения заказчика и архитектора, меняется его социальный статус. Архитектура снимает утилитарные одежды и, постепенно, становится товаром. Завтра неизбежно превращение ее в полноценное средство производства или элемент престижа. Но уже сегодня нужно думать, как этот товар правильно продавать. Какой должна быть его реклама, каким путем он будет продвигаться к потребителю. Вспомним рекламу вчерашнего дня: стройка, пятиаршинный плакат с генпланом объекта над проходной и надпись — строительство ведет СУ***, бригадир+++. Или пятиэтажка, как подпорка под плакат — Коммунизм это молодость мира и его создавать молодым.

Изредка разовая акция проектной организации с метровыми подрамниками в витрине супермаркета. Сегодняшний день: десятиаршинные бигборды в аэропортах и вдоль центральных магистралей с изображением очередного апартотеля, которые через короткое время начинают восприниматься как часть пейзажа. Изредка отчет в местной газете об общественном обсуждении генерального плана города. Со стороны проектировщиков, как правило, никакой активности. Впечатление, что архитекторам так интересно самим с собой, что им больше никто не нужен, а их отношения с заказчиком настолько интимные, что их результат ни в коем случае нельзя придавать огласке. А ведь архитектор исторически во все времена был в центре строительного процесса (забудем про сорокалетнее смутное время, когда от него требовалось только следование нормам и понимание квадратно - гнездового планирования города). На архитектора, в конечном счете, замыкались и поставщики материалов и оборудования, и новые технологии, и высококлассные мастера, и дизайнеры, и художники. Это его крест. А сегодняшний день накладывает на него еще и просветительскую функцию, потому, что народ и власть как-то подзабыли, что такое архитектор и зачем он нужен. Не случайно, поэтому обязанности руководителей управлений и отделов архитектуры и градостроительства при городских и местных администрациях занимают люди, далекие от специальности. Не обижайтесь, если такие есть и среди вас. Мы все тут – продукт местности.
К чему я говорю обо всем этом? Если пресса об архитектуре не пишет, нужно сделать так, чтобы она начала это делать. Настало время более тесного общения с прессой. Серьезное, профессиональное отношение к делу, заинтересованность в конечном результате неизбежно приведут архитектора к необходимости быть более социально активной фигурой. Это нужно и ему, это нужно и общественности. Формы для этого могут быть разные. Часть из них уже опробована, другие предстоит найти. 
1. Скажем, общественное обсуждение социально значимых объектов с привлечением СМИ. Это уже опробовано в Ялте.  
2. Яркая социальная щитовая реклама – я имею ввиду не рекламу новых апартаментов, а например, то, как это делает Евпатория на въезде в город, всячески подчеркивая мультикультурность города. 
3. Это культ талантливых архитекторов, которые живут и работают в Вашем городе.
4. Это создание различных форумов для обсуждения тех или иных проблем архитектуры – я считаю очень успешным проект, который появился не так давно, но уже многие из вас о нем знают - это крымский архитектурный портал www.archiportal.crimea.ua. Пожалуйста, пользуйтесь этим ресурсом, размещайте там свои материалы, лучшие проекты, которые работают в вашей местности. 
5. Это телевизионная программа «Поместье» - об индивидуальном строительстве, сохранений традиций и применение новых технологий в создании современного поместья.
6. Конечно, у Вас должен быть рекламный бюджет. Он должен быть предусмотрен и заложен. Для проведения конкурсов среди архитекторов, например на тему «КРЫМСКИЙ стиль»
Для организации пресс-конференций, коктейлей и экскурсий журналистов на строящиеся объекты. И не так все это дорого, тем более что часть средств можно перевалить на плечи Заказчика или генерального подрядчика.
7. Это организация круглых столов любыми силами и средствами. Я сейчас приведу такой видеопример – попытка поговорить о ялтинской архитектуре и выяснить, почему сегодняшний день не рождает Красновых …

Владимир Приступа Борис Попов
Наталья Старикова Павел Зюзиков
Ялта, общий план кафе

Что бы я сделала. Я бы пригласила журналистов в кафе «Апельсин», и провела бы такой разговор в виде круглого стола. Вы увидите – эффект был бы втрое больше, чем просто этот сюжет, показанный по ТВ. Потому что почти каждый из приглашенных потрудился бы что-нибудь написать. Во-первых, тема не избитая, во-вторых, вы пригласили лично какое-либо издание и говорите о социально значимых вопросах. Я не вижу причин не писать на эти темы.

ИТАК: (вывод первый)

Если вы всегда любили запускать слухи, инициировать информационные поводы и организовывать массовые мероприятия, то значит, вас бессознательно тянуло к этой сфере профессиональной жизни – PR.

Но тогда мы с Вами должны пойти дальше и понять, что информационные поводы на дороге не валяются. Точнее, редко валяются. Их нужно создавать. Их нужно взращивать, как английский газон.
Обратимся к английскому опыту. Лондон готовится к Олимпиаде 2012 и на сайте BBC висят очень много разных сюжетов без комментариев, но с текстами, подразумевается, что любая телекомпания мира может скачать этот сюжет и использовать в своих программах. Итак, строительство Олимпийского парка.

 

Лондон, строительство стадиона Первые из пятидесяти двух электрических вышек разбросанных на месте Олимпийского парка в Восточном Лондоне были убраны. Это символизирует процесс регенерации территории и подготовку ее к олимпийскому строительству. И, вот представители олимпийского руководства Лондона – уже знакомые вам сделали информационный повод из демонтажа электрических вышек. Годами эти линии электропередач несли электроэнергию в восточном Лондоне, но теперь все провода будут спрятаны под землю (давайте вспомним нашу газовую разводку по всем поселкам, которая безумно их украшает). И эта работа по демонтажу электроопор смотрится как веха в олимпийском строительстве
стадион в Лондоне Т.е. на самом деле этот сюжет показывает, что информационный повод можно сделать из любого события. Более того, этот информационный сюжет был подкреплен печатной продукцией. Везде в Лондоне висят рекламные проспекты компании, которая демонтировала линии электропередач, с той же идеей- мы делаем город привлекательнее и удобнее.

И наш очаровательный ЛОРД Себастьян Кое продолжает размышлять о роли Олимпиады в жизни страны: 
Это действительно подтверждает возможность спорта способствовать развитию региона. Это проект регенерации, ведь мы собираемся провести фантастические Олимпийские игры с одной стороны, а с другой здесь после олимпийских игр будет жить новое поколение и оно должно жить в среде экологического ландшафта и ни в коем случае у людей не должны быть над головой электрические кабели. 
И понятное дело - электрические опоры высотой более 60 м не оставляли никаких шансов хорошему виду, а сейчас вид открыт и можно заниматься современным строительством.

И дальше значение работы поднимается еще выше:
Это существенно изменило линию горизонта, и это фантастический проект, потому что это не только перемещение кабеля электропередач, это и подготовка специальных туннелей для них строго согласно бюджета, это и создание нового города внутри старого города

Это был для нас большой риск – выключить электроэнергию, поскольку мы затрагиваем национальную сеть, мы сейчас уходим под землю и переключаем все на подстанцию, этот сложный процесс идет хорошо, мы сейчас выполняем все туннельные работы и у нас есть очень амбициозные планы по времени и бюджету, но нам все удастся.

Обратите внимание, постоянно идет ссылка на прозрачность денежного процесса, экономию и важность работы для будущего. Мол, Олимпиады приходят и уходят, а красота и удобство остается. И постоянно подчеркивается успешность – работа идет в срок.

Работа идет очень хорошо, мы начали строительство олимпийского стадиона с трехмесячным опережением графика и сейчас мы намерены ускорить темпы строительства. Наши партнеры, наши акционеры и вообще все очень озабочены темпами строительства.

В связи с глобальным финансовым кризисом Правительство Великобритании предупредило Олимпийский комитет о том, что деньги должны быть потрачены очень бережно, в рамках бюджета 

Tessa Jowell, British Culture, Media, and Sport Secretary 
Мы уже тратим 100 миллионов фунтов в месяц для регенерации этого места, три четверти денег, которые тратятся здесь будут идти на регенерацию. Т.е. на создание новой территории для жизни, а не только для 16 дней спорта. И каждый день мы стоим перед необходимостью сдерживать рост затрат. Поскольку невозможно найти добавочные деньги из бюджета. Бюджет есть бюджет, и деньги должны быть потрачены в рамках этого бюджета.

Понятно, как из рабочего события - совещания чиновников на стройке можно сделать ПР себе, стране и ее будущему. Что вам помешает сделать тоже самое на месте строительства какого-нибудь нового яркого объекта? Так вырастет количество симпатиков к этой стройке.


8. СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ. Легко договориться с местными каналами, чтобы по ходу строительство они показывали объекты вашего города и говорили, кто это строит. Иногда можно просто подать эту идею Заказчикам, ведь как правило, народ до последнего не знает, что там будет. 
То такой повременной сюжет сооружения объекта - мультик, как объект рос. «Консоль» прибегает к таким упражнениям – рекламе строительства до его завершения, но, к сожалению, только когда нужно продать будущие квартиры или привлечь внимание к новому спортивному комплексу в Гагаринском парке.
Нужно поработать с вашими известными архитекторами, чтобы они сделали маленькие ролики о своих мастерских - это не дорого, но очень удобно, и тоже давать их по местным каналам и по крымским. Как пример, я Вам покажу сюжет о бесспорно талантливых ялтинских архитекторах Зюзиковых.

Александр Ткаченко Или - еще месяца не прошло, как умер в Ялте великий лепщик – Александр Ткаченко – ему было 80. На каждом шагу спотыкаешься о его лепку - госдачи, реставрация дворцов и даже троллейбусные остановки, что-то я не заметила некролога в СМИ. Город как будто не заметил смерти этого уникального человека, которого приглашали уже в 80-летнем возрасте в ИТАЛИЮ.
работы Александра Ткаченко работы Александра Ткаченко

Мы не ценим таланты, создающие красоту.


9. Конечно же, архитектура должна идти вперед и на Западе сейчас есть очень модная фишка – энергосбережение как главный фактор в строительстве. Никто не может сдать новый объект, если 10% энергии энергии не приходит из возобновляемых источников. Возрастает значение пилотных проектов – т.е. тех экспериментальных домов, которые не могут быть интересны конкретному заказчику, но интересны людям, которые двигают строительные технологии вперед. Я вас приглашаю в городок в 50 км на Западе от Лондона, там есть объект, который уже 5 лет не дает никому покоя, и ежегодно организация, которая его построила, принимает около 7 тыс. посетителей.

10. Добейтесь существования архитектурных маршрутов в турфирмах.

11. Это должны быть специальные маршруты под вашим патронатом. Проведите конкурс, например :
Крымские поместья (архитектура 19 века)
Крымские церкви и мечети
Крымское неоготика - результат увлечения Вальтером Скоттом русских дворян и последствия этого увлечения (Воронцовский дворец, Александровский дворец, Ласточкино гнездо и т.д.)
Мавританский стиль – Кичкине, Дюльбер и т.д.
И вместе с тем – истинно крымские усадьбы
Крымский стиль
Мавританский стиль …
Крымские романы (я имею ввиду историю создания поместий, как отражение любовных романов – например, Артек, история Пушкина и Воронцовой, Пушкина и Раевских – соответственно Воронцовский дворец, Дом- музей Пушкина в Гурзуфе, Юсупова и его жены Ирины- Юсуповский дворец, к сожелению, закрытый для посещения, Коккозка )
Шедевры ландшафтного дизайна
Распиарте фирму, которая победит в этом конкурсе
Крымские лифты – (в том числе и канатная дорога – и интересные спуски к морю из разных санаториев) – они же- лучшие смотровые площадки, кстати, это тоже может быть примером конкурса - потому что у смотровых площадок как правило есть хозяин.
Лучшие фонтаны - к счастью, они стали появляться не только на южнобережье.
Конкурс среди студентов КАПКС и Академии печати на тему лучшего курсового и дипломного проекта на тему КРЫМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Так вы поднимете интерес к архитектуре, как к науке.

12. Прозрачность бюджета, выделяемого на реставрацию архитектурных памятников должна всегда подчеркиваться.
13. Очень полезна организация сюжетов или публикаций на тему, как используют здания (архитектурные памятники) новыми владельцами, в каком состоянии их содержат. Поскольку это имидж, они же за это и заплатят.

Итак: Не спрашивайте, что ваша страна должны сделать для вас…спросите себя лучше, что вы можете сделать для своей страны»
(Дж. Ф. Кеннеди). Я бы хотела взять эту цитату, как послесловие к нашему разговору. Мы должны нашу страну распиарить. А поскольку архитектура - эта история и жизнь в камне и ландшафте, то мы должны обязательно распиарить нашу архитектуру и ее авторов.

Е. Громова - руководитель продюсерского центра «Деньги Республики».
Р. Гайдай - архитектор.


Добавить статью в закладки:   

Вам необходимо зарегистрироваться, чтобы вы могли оставлять комментарии.





Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru