24.04.2012 09:50:39
Анатолий Дейнека о гонении на профессию архитектора (НСАУ)

Гонение на профессию архитектора – главная проблема Украины, считает Анатолий ДЕЙНЕКА. За его плечами большой профессиональный опыт, он инициатор и участник разработки первого генплана Сум в 1960-е. Пренебрежение профессией, утверждает Анатолий Иванович, может привести к необратимым последствиям.


Уважаемые сограждане!

Бескорыстная, длиною в жизнь, служба на ниве архитектуры моего Отечества – Украины дает мне основание изложить в этом обращении свои соображения на градостроительную тематику. Мною движет единственное желание – видеть Украину в числе цивилизованных государств, где вопросы градостроительства и архитектуры решаются на достойном уровне.

Уяснение проблемы требует обращения к истории архитектуры.

 

Развитие мировой цивилизации подтверждает, что человечество среди множества потребностей и проблем всегда ставило на первое место создание среды обитания – от поиска пещеры первобытным человеком до строительства современных многомиллионных мегаполисов. Многовековой труд человека по сотворению многофункционального материального мира получил название «архитектура». Архитектура впитала в себя и породила в своих недрах все достижения человеческого гения в области науки и искусства – математику, физику, химию, философию, экономику, социологию, фреску, мозаику, скульптуру, живопись и многое другое, чем утвердила свою роль «матери всех искусств».

Архитектура всегда отражала духовные, моральные, социальные и другие взгляды, господствующие в обществе в ту или иную эпоху. Неимоверные каменные массы египетских пирамид и храмов отражают обожествленную деспотическую власть фараонов и жрецов. Легкие, стройные формы древнегреческой классической архитектуры служат выражением демократических начал. Чрезмерная пышность и богатство Древнего Рима соответствуют могуществу и величию Римской империи. Аскетизм и неприступность замков Средневековья отражают раздробленность Европы и междоусобные распри мелких княжеств. Далее идет эпоха Возрождения, абсолютизм монархии, рационализм капитализма, эклектика социалистического реализма и так далее, вплоть до наших дней. Архитектура наглядно демонстрирует уровень цивилизации конкретного государства. Об этом очень точно сказал Н. В. Гоголь: «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и уже ничто не напоминает о погибшем народе».

Этот экскурс в историю понадобился для того, чтобы подчеркнуть степень нашей ответственности перед будущим, ведь то, что мы создаем сегодня, останется на века на суд потомков.

Наблюдая за развитием градостроительства и архитектуры в таких странах, как Япония, США, Бразилия, Сингапур, ОАЭ, в последние годы Китай и многие другие, приходишь к выводу, что там архитектура является национальным достоянием и предметом гордости. В этих странах действуют по принципу: Бог сотворил человека, а создание окружающей среды поручил архитектору. Сравнивая же нынешнюю Украину с названными (и другими государствами), можно заключить, что она, став независимой, превратилась для «матери всех искусств» – архитектуры – в невежественную мачеху.

Академия архитектуры Украины, в недавнем прошлом интеллектуальный, высокопрофессиональный аккумулятор и генератор прогрессивных архитектурных идей, которые использовались в законотворчестве и служили теоретической и практической основой градостроительства, начисто игнорирована государством и в год своего 20-летия находится на грани полного развала. Это свидетельствует о том, что государство не испытывает нужды в градостроительной науке. Союз архитекторов Украины, этот многочисленный высокопрофессиональный советник государства в области архитектуры и градостроения, не востребован и существует только благодаря патриотическому энтузиазму его членов и коллегиальной солидарности, вопреки всем коллизиям. Государство не использует профессиональный потенциал архитекторов, поскольку не считает необходимым иметь надежный тыл в решении градостроительных вопросов.

Государственный комитет по делам градостроительства и архитектуры (Госстрой), возглавляемый лучшими архитекторами своего времени, формировал градостроительную политику в стране и осуществлял контроль за ее исполнением. В 2003 году Госстрой распустили, создав вместо него Министерство регионального развития, строительства и коммунального хозяйства (Минрегионстрой), где нет ни одного архитектора. Это породило градостроительное безвластие и полную свободу действий для лиц определенного круга. Ликвидация Госстроя оставила без законодательной защиты и руководства многочисленную армию архитекторов на местах. Одинокие и незащищенные, они, чтобы выжить, превращаются в униженных покорных слуг богатых заказчиков, выполняя все их требования и капризы, которые зачастую противоречат канонам архитектуры.

Генеральные планы утратили статус государственных документов. В результате развала и передачи в бездарные частные руки основных стратегических отраслей народного хозяйства и упразднения плановой экономики исчез как таковой централизованный госзаказ проектным институтам, что привело к их роспуску. Таким образом, Украина лишилась государственной градостроительной политики и тех учреждений, которые ее формировали. А поскольку в высших органах управления государством архитекторы отсутствуют, градостроительные вопросы поручено решать землеустроителям. Местные органы власти сначала отводят землю, а уже потом решают, что и как на ней строить. Стала системой беспрепятственная распродажа земель заповедников, парков, охраняемых ландшафтов, охранно-защитных зон водоемов, зон исторической застройки городов и т. д. с грубым нарушением генеральных планов.

Возьмем, к примеру, Сумы, генплан которого отмечен в свое время на всесоюзном уровне как образец слияния градостроительной науки и проектного строительства. За последние двадцать лет допущены необратимые нарушения этого генплана. Какие? Извольте.

Застройка перекрестка ул. Парижской Коммуны и Харьковской перечеркнула проект двухуровневой транспортной развязки в этом месте. Такая же ситуация на пересечении Ремесленной и Металлургов. Это грубые нарушения транспортной системы города. Зона отдыха озера Чехова застроена частными коттеджами. Исторический центр города изуродован вкраплениями немасштабных сооружений. Здания ЦУМа и Дома связи заслонены случайными павильонами. Сквер в центре города превращен в центр торговли пивом с установкой соответствующих МАФов (малых архитектурных форм). Допускается немасштабное расширение Центрального рынка с беспроектной реконструкцией прилегающей застройки.

Участок улицы Новоместенской между Троицкой и проспектом Шевченко является важной видовой точкой. Там предполагалось построить многосилуэтный архитектурный ансамбль, возвышающийся над зеленой чашей Детского парка. Увы – это тихое место застроили элитными жилыми домами, разместив их случайно, без разработки какого-либо архитектурного решения.

К сожалению, подобных примеров масса, всех не перечислишь. И виной всему – симбиоз бизнеса и власти, породивший в градостроительстве коррупцию, вседозволенность и безнаказанность.

Некой иногородней организации продано несколько гектаров свободных городских земель за Центральным городским парком – на всем протяжении дорожной насыпи от ул. Кирова до моста через Псёл. Из-за этой коррупционной сделки стало невозможно продлить парк вдоль реки с достройкой запроектированного спортивно-оздоровительного комплекса. И горисполком вынужден был принять решение о строительстве стадиона для хоккея на траве в центре парка – с полным уничтожением зоны тихого отдыха и вырубкой вековых деревьев, что вызвало справедливый протест сумчан.

С целью показать, что государство принимает меры к наведению порядка в области градостроительства и архитектуры, Верховная Рада 22 декабря 2011 года приняла Закон «Об усилении ответственности и совершенствовании государственного регулирования в сфере градостроительства» (№ 4220-VI). Но ничего нового в нем нет – он представляет собой перечисление издавна действующих законодательных актов, которые всегда подлежали безусловному исполнению с соответствующими последствиями для нарушителей. Нововведением являются только непомерные штрафы на участников градостроительного процесса. А поскольку первое и наиболее уязвимое звено в этой цепочке – архитектор, то новый закон бьет прежде всего по нему, хотя архитектор больше других заинтересован в том, чтобы проект был реализован без нарушений. Теперь же боязнь быть несправедливо оштрафованным за нарушения, допущенные заказчиком и подрядчиком, отбивает всякое желание быть архитектором и фактически ликвидирует эту профессию в Украине.

Смысл устранения голоса архитекторов, препятствующих беспределу в градостроении, понятен, однако гонение на саму профессию архитектора – это уже серьезный диагноз. Государство без архитекторов – в мировой истории подобного примера не было. Украина будет первой. По моему глубокому убеждению, «штрафной удар» нужно наносить не по рядовым исполнителям, а по чиновникам от власти, принимающим решения о незаконной продаже земли и недвижимости, а также по их покровителям. Именно они наносят непоправимый ущерб градостроительству и катастрофически снижают престиж государства.

Уважаемые сограждане! Мне уже не по летам воевать с ветряными мельницами. Свою профессиональную жизнь я прожил достойно. Мой многолетний труд был замечен и оценен. Однако, оглядываясь назад, я вижу, как планомерно, жадностью и амбициями ограниченного круга лиц разрушается жизненная среда многомиллионного украинского народа. Эта среда была создана самоотверженным трудом профессионалов в то время, когда в Украине еще действовали законы, основанные на градостроительной науке. И я горжусь, что был причастен к этому процессу. Однако заканчивать свое обращение приходится так:

Твердят, что дороги стекаются к храму.
Из древности это воспето стихами.
А в жизни иначе, и это обидно:
Дорога кончается – храма не видно.
Вместо него возвышается непробиваемая цитадель невежества. За державу обидно!

Заслуженный архитектор Украины Анатолий ДЕЙНЕКА

Архитектуре Анатолий ДЕЙНЕКА посвятил всю жизнь, его вклад в современный облик Сум, городов и поселков области трудно переоценить. В 1960-е он – инициатор и участник разработки первого генерального плана Сум со схемами промышленных узлов и общественного транспорта. Основной идеей генплана было использование бросовых земель в пойме реки Псёл под жилищно-гражданское строительство путем намыва – новое, смелое и экономически обоснованное решение. Главного архитектора Сум поддержало областное и городское руководство, и в конце 1970-х в Сумах начался «золотой век» градостроительства: провинциальное захолустье на глазах превращалось в современный областной центр. Уже в середине 1980-х Сумы стали образцом для других городов: здесь прошел выездной пленум Союза архитекторов СССР, республиканское совещание по градостроительству, а в 1990-м Сумы получили премию Совета Министров за разработку генерального плана развития города и его реализацию.

Но главной своей победой первопроходец сумского градостроения считает другую. За семь лет работы главным архитектором Сум и двадцать один – начальником управления градостроительства и архитектуры Сумского облисполкома ему удалось сформировать целую архитектурную рать в лице районных и главных городских архитекторов, поднять авторитет градостроителей-профессионалов, выработать стиль, который украинские и российские коллеги вскоре назвали сумской архитектурной школой. При Дейнеке Сумщина стала первым регионом Украины, где все руководящие архитектурные кадры имели диплом о высшем профильном образовании.

Источник: сайт НСАУ






Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru