29.03.2012 14:28:23
Среда формирует сознание (Г. Духовичный)

О модных тенденциях, вечных проблемах и оставшемся здравом смысле, Building.ua рассказал Георгий Духовичный, вице-президент Национального союза архитекторов Украины.


Building: В чем проблема современного города?

Г.Духовичный: Я всегда исповедовал средовой подход к градостроительной профессии и другого с моей точки зрения быть не может. Проблема современного города – не в улицах, не в количестве транспорта, проблема в мозгах – в сознании. Это абсолютно искаженное изуродованное травмированное сознание, депрессивное, которое воспитано в поколениях, выросших на выселках. Сознание, запроектированное выселками. Киевский пример – оболонско-троещинское сознание.

Приведу пример из личного опыта, когда у меня стали появляться представители фирм, продвигающие различные материалы и технологии. Молодые ребята искренне не понимали, когда я им пытался объяснить, что применение фасадных систем в историческом центре, мягко говоря, очень ограничено. Они меня спрашивали: почему? Я их водил на улицы подольских кварталов, задавал вопрос, нравится ли то, что видят. Они совершенно искренне признавались: нет, нам это очень не нравится, нам здесь страшно. Во-первых, здесь очень тесно, во-вторых, все разное, мы не привыкли, чтобы были улицы, мы привыкли к просторам. Спрашиваю: как же вы различаете дома, только по размерам остекленных конструкций? В ответ: да, мы к такому привыкли, это наша среда.

Building: Можно ли исправить ситуацию формированием центров – площадей, скверов – на выселках?

Г.Духовичный: Давайте я попытаюсь смоделировать ситуацию. Представьте, что случилось чудо и правый берег Киева отчаливает от левого. У вас язык повернется назвать левый берег Киевом? По духу, по сути это – не Киев. Я в совершенно сознательном десятилетнем возрасте из подвала на улице Лютеранской, как Нелли в домике ураганом, перенесся на Отрадный. Наверное, благодаря этому потрясению я и стал архитектором. Это шок, от которого вылечится невозможно. Во-первых, это был не город: у меня уже в десять лет четко сформировалось представление, что такое город. Я попал в место, где в поле стояли совершенно одинаковые коробки – неотличимые. Я действительно долго не мог среди них отличить собственный дом…

Building: Новостройки, тот же разноцветный Комфорт-таун, – это уже возвращение к прежнему пониманию города?

Г.Духовичный: Моя бабушка, когда к ней приходила клиентка с просьбой перелицовывать пальто в третий раз, убеждала ту, что делать это уже нельзя. А клиентка: а может покрасить? Бабушка всегда говорила: выкрасить и выбросить. Вот и разноцветный Комфорт-таун из той же серии, это к архитектуре никакого отношения не имеет. Та тенденция, которая сейчас продолжается, это застройка территории объектами одинаковой величины, одинаковой законченной формы/

Building: Но это происходит благодаря архитекторам…

Г.Духовичный: Нет, не архитекторам, а дизайнерам среды. Не надо путать эти две разные профессии. У меня есть цветная копия с визитной карточки Городецкого. Знаете, как она подписана? Арх – точка – тектор. Что в переводе на русский язык с греческого означает «главный строитель». Так вот, нам нужно четко разделять тех, кто числится архитекторами, занимается дизайном среды, от архитекторов, которые действительно занимаются искусством архитектуры.

Одна из задач, которые я пытаюсь решить долгие годы, – это научить людей отличать объект строительства от искусства архитектуры. Попробуйте для себя определить, где та грань, которая отделяет объект высокотехнологичного строительства от искусства архитектуры. На самом деле все очень просто. Технология вызывает интерес, искусство будит воображение. Так вот если вам после первого посещения объекта хочется туда вернуться для того, чтобы рассмотреть получше и найти для себя что-то новое – это искусство архитектуры. А если вам после первого взгляда становится понятно и потребности возвращаться нет – это предмет технологичного строительства.

Building: И все-таки приведите хороший пример современной архитектуры в Киеве.

Г.Духовичный: Примеров, к сожалению, очень мало. Архитекторы в этом абсолютно не виноваты. В свое время, когда меня в 70-е годы учили в институте тому, что архитектор выполняет социальный заказ, мы хихикали. Я через некоторое время понял, что наши преподаватели были совершенно правы, потому что все зависит от социального заказчика. Кто сегодня у нас социальный заказчик – комментарии излишни, я считаю. Уникальная ситуация, когда социальный заказчик соответствующего уровня нашел для себя соответствующего уровня площадку и соответствующего уровня профессионала был получен соответствующего уровня результат – банк «Аркада» на углу Ольгинской и Институтской. Самый страшный бич Киева – это тотальная незавершенность всего. Даже если объект был задуман хорошо, то начинание на полдороге начинает испускать дух, и сходит на нет. Чем интересен этот объект? Даже в состоянии полного кризиса Паливода из последних сил выполнил все свои обещания, и мы имеем наконец-то за последние десятилетия законченный объект. И я поздравляю Юрия Николаевича Бородкина с тем, что у него был достойный заказчик, который выполнил свои функции до конца.

Источник: Building.ua






Подписаться на рассылки



Рейтинг@Mail.ru