В феврале этого года Верховная Рада АРК утвердила новую структуру правительства, родившуюся в результате реорганизаций, слияний и ликвидаций министерств и ведомств, которые, напомним, после местных выборов уже переживали «утруску» и «усушку». Поэтому некоторым правительственным структурам, что называется, досталось. К примеру – существовшему многие годы министерству архитектуры и строительной политики. Сначала его «заверстали» в министерство регионального развития и строительства (архитектура, как видится, где-то потерялась за ненадобностью). А затем к этому министерству присоединили ЖКХ, и из названия исчезло и строительство. Оно перетекло в новосозданный рескомитет по строительству и архитектуре, формирование которого затянулось до этих дней. Значит ли это, что роль и место важнейшего подразделения управления процессом развития региона потеряна, или все реорганизации проделаны исключительно «в целях совершенствования системы управления, оптимизации структуры органов исполнительной власти АР Крым, повышения эффективности их деятельности», как утверждают официальные сообщения? Об этом и о дальнейших перспективах развития Крыма автономии с точки зрения архитектуры мы беседуем с председателем республиканской организации Национального союза архитекторов Украины Степаном Лапычаком.
Степан Адриянович, из месяца в месяц с высоких трибун мы слышим, что Крым – это жемчужина Украины и в нем надо развивать в первую очередь рекреацию и туризмз. Но все у нас происходит как-то сумбурно, непоследовательно. С чем вы связываете непродуктивное использование богатейших крымских ресурсов и его большего потенциала с точки зрения архитектуры?
Для начала определимся с основными направлениями или акцентами в нашем разговоре.
Первое – градостроительство и архитектура, как идеология и перспектива. Второе – строительство, как реализация этой идеологии и перспективы. Строительство без идеологии, без внятной градостроительной политики не более чем складирование строительных материалов. Строительство – очень чувствительный показатель состояния экономики. Одновременно оно может стать важнейшим регулятором ее развития. Но только строительство после глобальных преобразований на организационном, правовом и научно-техническом уровнях и только на основании тщательно разработанной градостроительной документации.
Сегодня идет формирование новосозданного республиканского комитета по строительству и архитектуре. Создание комитета я как председатель республиканской организации НСАУ всемерно приветствую и поддерживаю! Но как видим, уже в названии «архитектура» – на втором плане. Это настораживает и приводит к мысли, что будет как всегда. Поживем, и может быть, увидим, как и с кого будет сформирован блок градостроительства и архитектуры в составе комитета, кто будет руководить этим блоком, и какую должность он будет занимать в структуре руководства комитетом, да и будет ли он вообще дипломированным архитектором.
Теперь о жемчужине…
Архитектура и градостроительство – деятельность, которая на протяжении всей истории человечества формирует, поддерживает и совершенствует окружающую среду, в которой и развивается наша цивилизация. Результат – основная часть национального богатства, отображение уровня материального достатка общества, его научно-технические достижения, культура, эстетический вкус и проиллюстрированное историческое развитие.
Это своеобразный портрет народа, государства. Поэтому я убежден, что подавляющее большинство людей заинтересованы в развитии отечественной архитектуры, как основы благополучия, внешней красоты и величия собственного государства.
Мы с вами являемся свидетелями того, как в населенных пунктах распространились конфликтные ситуации между жителями, местной властью и инвесторами-застройщиками по вопросам размещения объектов строительства разного назначения. Это в первую очередь связано с игнорированием или с неполным учетом интересов жителей прилегающих к площадкам строительства территории. Причина в том, что у местной власти отсутствует четкая стратегия застройки территорий, отсутствует необходимая документация по ее планировки на перспективу, на будущее.
Дошло до того, что процесс застройки осуществляется фактически на основании собственного понимания местной властью, что такое архитектура и градостроительство, и при этом в первую очередь учитываются интересы инвесторов при игнорировании интересов граждан.
Эти проблемы не новые, фактически они накапливались десятилетиями. Абсолютное большинство генеральных планов устарели и физически, и морально и требуют обновления. К сожалению, в виду отсутствия средств и понимания важности проблемы такие работы проводятся крайне медленными темпами, а для большинства населенных пунктов просто неосуществимы. Если не изменить наше отношение к градостроительству – жемчужину в ближайшее десятилетие нам не создать.
Что делается сегодня для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему , направить процесс в нормальное русло?
В развитие общегосударственного уровня градостроительной документации – Генеральной схемы планировки территории Украины – в АР Крым разработана и в 2008 году утверждена Схема планировки территории автономии. В 2010 году завершен первый этап Схемы планировки территории курортно-оздоровительного и рекреационного назначения. При наличии средств эту работу в нынешнем году можно было бы завершить. Остро нуждаются в разработке Схемы территорий административных районов, требуется доработка и завершение работы над Генеральным планом столицы Крыма Симферополя. И тут целесообразно было бы рассматривать город как мегаполис совместно с Симферопольским районом. Генеральные планы Бахчисарая, Алушты, Судака, Феодосии - в текущем году просто должны быть запущены в работу.
Во исполнение поручения президента Украины Минрегионстроем был разработан и уже вступил в силу закон «О регулировании градостроительной деятельности». Он направлен на усовершенствование разрешительной системы в строительстве, обеспечения комфортных условий для ведения бизнеса на всех этапах градостроительной деятельности: от планировочной документации, получения земельного участка до введения в эксплуатацию объекта. При этом максимально упрощается структура планировочной документации, процесс ее согласования, перечень ее видов (с пяти до трех). Кроме того – внедряется бессрочность генеральных планов и расширяется перечень объектов, для проектирования которых не нужно получать градостроительные условия и ограничения.
Но во исполнение этого закона необходимо разработать еще два законопроекта, а также разработать новые или внести изменения в 19 постановлений Кабмина, 16 приказов Минрегионстроя и пять ДБНов (Державні будівельні норми, – ред.). Такой подход даст возможность упорядочить застройку территорий, обеспечить учет, как интересов жильцов, так и инвесторов.
Надо ли понимать, что вследствие этих шагов у нас появится шанс цивилизованного пространственного развития Крыма?
Шанс у нас был и есть всегда – гарантий нет. Очень важно, чтобы совпали несколько составляющих.
Первое: административное реформирование органов градостроительства и архитектуры на всех уровнях. И не только количественное, а и качественное. В Симферопольском районе около 150 тыс. населения и …один главный архитектор. О каком качественном градостроительном процессе можно вести разговор на территории такого сложного во всех отношениях образования? При этом надо знать, что только 50% главных архитекторов регионов Крыма – дипломированные архитекторы!
Второй момент – обеспечение всей территории АР Крым соответствующего уровня градостроительной документацией и ведение застройки только на ее основании.
Третье – широкое использование конкурсного проектирования. Крым – это праздник жизни! Здесь должны работать самые лучшие архитекторы.
Далее, нам необходима очень бережная реставрация и сохранение традиционного характера градостроительной среды.
В государстве в целом требуется принятие Градостроительного кодекса Украины. А в Крыму, кроме всего, очень многое зависит от работы и политики, которую будет проводить республиканский комитет по строительству и …архитектуре. Сегодня мяч или, если хотите, жемчужина на его стороне.
Автор: Ольга Мельницкая-Сафронова, «Центр»