/обзор Кирилла Бабеева и Дмитрия Дегтярева
C 26-го апреля по 1-е мая в Киеве прошел 3-й международный фестиваль современной архитектуры CANactions 2010, который мы открыли для себя если не случайно, то совершенно неожиданно. Честно говоря, до посещения фестиваля создавалось устойчивое впечатление принципиального отсутствия современной архитектуры в Украине. Тем, что так быстро изменило это впечатление, хотелось бы поделиться с крымским архитектурным сообществом. Не будем делать попыток вскрыть весь смысл и проследить историю движения CANactions, такая информация доступна на сайтах (CANactions.com и CANactions.wordpress.com). Сосредоточимся на том, чем же был именно фестиваль CANactions 2010 для впервые открывающих его для себя посетителей.
Основным смысловым лозунгом CANactions 2010 было EDGES (грани) и имненно отлично срежиссированная насыщеная многогранность сделала его настолько интересным событием. Вся программа была нанизана на единую смысловую ось — решение градостроительных проблем объединения Киевских склонов в единое городское рекреационное пространство, формирующее образ современного европейского города для новых поколений. Над вариантами решения этой задачи работали участники 3х команд workshop, состоящих из зарубежных и украинских архитекторов и студентов. Такое построение команд обеспечило архитектурным решениям глубокое знание проблематики предмета разработки и нетрадиционный для Киева современный взгляд, а бонусами для участников была возможность пообщаться, перенять опыт, узнать город.
Вторая важная составляющая фестиваля — финал конкурса DIA для студентов украинских архитектурных вузов, победители которого получили приглашение и льготы на продолжение обучения в одной из лучших мировых архитектурных школ в Германии.
Функционально программа фестиваля разделилась на 2 части по 3 дня. Первые дни — более камерные: команды workshop работали утром и днем, а вечером проводили workshop-конференции, куда приглашались все желающие и заинтересованные, с ними участники обсуждали существующие проблемы и принятые на данный момент решения. Следующие 3 дня были максимально публичными и проходили в главном зале киевского дома архитекторов. С небольшими изменениями программа дня строилась таким образом: с 10-ти утра свои проекты представляли финалисты конкурса DIA, после 12-ти часового кофебрейка свои текущие дипломные работы показывали студенты DIA, в 15 после обеда начиналась более серьезная программа — 2-3 часовых лекции зарубежных архитекторов участников workshop и, в заключение, после 18-ти, полуторачасовая лекция специально приглашенных звезд мировой архитектуры.
В 1й день лекции начал Jason Hilgefort представитель известной голландской градостроительной и архитектурной мастерской MAXWAN. Далее свои мастерские представили Patrick Meijers, Jelle Homburg / Netherlands / CIMKA и Daniel Zamarbide, François de Marignac / Switzerland / GROUP8. Своей полной экспресии и артистизма полуторачасовой лекцией закончил день Paulo Martins Barata / Portugal / PROMONTORIO ARCHITECTS / Его мастерская ориентированна на сектор рекреационной и гостиничной архитектуры в Португалии. Были представлены проекты и постройки, выполненные архитекторами в Португалии, Испании, Бразилии.
Во второй лекционный день были представлены конкурсные работы студентов в виде авторских презентаций. Стоит отметить высокий профессиональный уровень ребят и грамотно поставленный ход предпроектных аналитических проработок. С лекциями в этот день выступили: Stefan Koepfli / Switzerland / Koepflipartner, Jeroen de Willigen / Netherlands / De Zwarte Hond, Jeroen Schipper / Netherlands / JSA, Олег Дроздов / Украина / Drozdov&Partners
Последний день фестиваля несколько отличался от двух предыдущих подведением итогов конкурса DIA и представлением результатов работы команд workshop. Нужно отметить Главным аргументом к посещению CANaction 2010 были анонсированные лекции, запланированные на этот день, так называемых «живых классиков»: Willem Jan Neutelings / Neutelings & Riedijk, и Johannes Schele / MVRDV. Архитекторы обеих компаний рассказывали о структуре, организации, ходе работы над проектами, демонстрируя самые свежие работы. Обе мастерские, несмотря на разный подход, сближает стремление обосновывать формообразование при помощи выразительности и образности внутреннего пространства. Отдельного внимания заслуживает практически достроенный музей в городе Антверпен, на примере которого архитекторы Neutelings & Riedijk, помимо всего прочего, выразили отношение к колоннам, как к конструктивному элементу, (в виде их полного стсутствия). Они показали, что здание может работать как единая пространственная система без нарочитости «подпорок-костылей» (City Museum of Antwerp). У MVRDV поразило огромное количество предпроектного материала, и разноплановость поиска решений, обеспечивающие в итоге комплексность внутренней структуры объектов (NOR Headquarters in Oslo).
Все событитя сопровождались постоянной выставкой работ участников фестиваля в вестибюле Дома архитекторов, где царила дружелюбная, демократичная атмосфера, а после лекций известные европейские архитекторы с удовольствием общались и отвечали на дополнительные вопросы. Таким образом, благодаря великолепной режиссуре организаторов и твердой поддержке спонсоров, неделя погружения в актуальную архитектуру в Киеве перевернула представление о перспективах украинской архитектуры в целом, а сам город получил массу креативных современных градостроительных идей. Хочеться поблагодарить организаторов: архитектурное бюро Zotov & Co и архитектора Виктора Зотова.
Особое впечатление произвела лекция Евгения Асса / Архитекторы Аcc / Россия / Поразило его стремление к упрощению архитектурных форм, отсутствие излишней нарочитости, поиск гармонии и поэтичности через простоту. На фоне, в основном, коммерческой, брендовой архитектуры сегодняшнего дня, носящей агитационный, рекламный, провокационный характер, чистота такого творческого языка воспринимается как глоток чистого воздуха. Его выступление оставило ощущение шелеста травы и чистого неба с огромными живыми облаками из далекого летнего дня в детстве.
|
Теги:
|
|