|
В стране многое рушится, включая мосты (последний случай – 21 ноября в Воронеже), потому что мы до сих пор «проедаем» советское наследство и не обновляем инфраструктуру, которая изношена. Мы говорим, что нет средств на комплексное обновление, но в то же время тратим бешеные деньги на лакировку, на «припудривание полутрупов» и занимаемся «бордюрной бижутерией».
|
Другое дело, когда рушатся конструкции, которые построены недавно. Такие вещи происходят, потому что у нас полностью утрачены инженерная и архитектурная школы: через два-три года у нас вообще не будет смежных в этой области профессий, потому что таких специалистов практически уже не готовят. И даже переход на новейшие цифровые технологии ничего не решит, потому что мы утратим возобновляемость кадров, которые понимают, что из чего состоит. Еще один момент – объекты, мосты рушатся, потому что их неправильно эксплуатируют, не умеют их эксплуатировать, к тому же и на это нет средств. Школа эксплуатации таких объектов у нас тоже полностью разрушена.
То есть у нас нет воли, чтобы удержать советское инфраструктурное наследство, нет умения и средств, чтобы эксплуатировать это наследство, и нет инженерных кадров, нет преемственности советской конструктивной инженерной школы, которая была, чтобы проектировать конструкции. Поэтому мы, к сожалению, обречены на техногенные катастрофы: ресурс советской инфраструктуры подошел к концу – последние 25 лет мы все «проедали», но ничего нового вместо этого практически не строили и не обновляли конструкции. Страна – это большая ресурсообменная инфраструктурная система, которая должна сама себя обновлять. У нас, к сожалению, при том укладе, в котором мы живем, она не заточена на то, чтобы себя воспроизводить, – она себя проедает. И за эти 25 лет не создано новой парадигмы, которая могла бы себя воспроизводить.
Чтобы исправить ситуацию, нужно, во-первых, начать заниматься системой эксплуатации объектов. Во времена СССР (к ним можно относиться по-разному) была ресурсообменная система, начиная от воспитания кадров и заканчивая эксплуатацией. Повторюсь, что сейчас кадров недостаточно – у нас сплошные эффективные менеджеры, но они не спроектируют мост! Они могут его вам только продать, причем как можно дешевле, из дешевых материалов, и как можно быстрее. Но для того, чтобы действительно выйти из сложившейся ситуации, нужна политическая воля, необходимо принимать жесткие решения.
Российская инженерная школа нуждается в государственной поддержке, причем не просто в дотациях, а в системной поддержке. Могу сказать, что у нас до сих пор нет полноценного закона об архитектурной деятельности, так же как и закона об инженерной деятельности. У нас инженеры, архитекторы поставлены в ранг предпринимателей, а не людей, которые занимаются безопасностью. Ведь все, что связано с архитектурой и строительством, – это в первую очередь вопрос безопасности, причем не только физической, но и стратегической, эстетической.
Если мы снова вспомним СССР, а конкретно сталинские времена, то там главные архитекторы вообще находились в структуре Лаврентия Берии, такого понятия, как Минстрой, не было, поэтому мы и восстановили города после войны за пять лет. Сегодня же у нас главные везде строители – архитекторов отодвинули на второй план. А строителям нужно только побыстрее и подешевле построить, чтобы получить прибыль. Вот пока мы будем во главу угла ставить деньги, а не безопасность, ситуация не изменится.
Сейчас у нас осталось два-три года, после которых будет рушиться все. И здесь вопрос не в деньгах или бюджетных вливаниях, а в системном подходе. Для этого нужно менять и возрождать все, начиная от состояния наших инженерных и архитектурных школ (кого, как и где мы готовим) и заканчивая теми, кто эксплуатирует (эксплуатационные конторы и прочие структуры, которые отвечают за эксплуатацию). Мосты могут обрушаться из-за того, что их не поддерживают и не ремонтируют, а это вопрос не только системы, но еще и культуры: нужно воспитывать культуру строительства и культуру отношения к инженерной системе.
Источник: Региональные комментарии
|
Теги:
|
|