|
В городах Крыма до сих пор окончательно не приняты генпланы. Это возможность для застройщиков делать всё, что им хочется. Кроме того, у наших городов нет единого стиля, облика, многие из них напоминают хаотичные городишки где-нибудь на отшибе страны. Мы спросили двух молодых и талантливых архитекторов, что они думают о главных городах полуострова: Симферополе и Севастополе. Первый - столица Крыма, второй - город федерального значения.
|
Кирилл Бабеев, архитектор, председатель Симферопольской городской организации Союза архитекторов Республики Крым
- Как вы считаете, какой должна быть столица полуострова? Что нужно сделать, чтобы Симферополь из Шанхая превратился в европейский город?
- У Симферополя нет ничего общего с Шанхаем, крупнейшим по численности населения городом мира, важным финансовым и культурным центром, в котором расположены одни из самых высоких зданий на планете Но если под Шанхаем понимать собирательный образ бесконтрольной хаотичной застройки, тогда схожие черты с Симферополем, однозначно, есть. Проблема и преимущества города - в его местоположении. Столица Крыма - транзитный город, расположенный на пересечении двух путей, и складывается впечатление, что гости города, а также часть его жителей, в том числе занимающих руководящие должности, воспринимают его как временное прибежище, как вокзал, перевалочный пункт.Для того чтобы переломить этот стереотип, в городе нужно в первую очередь сделать грамотную реконструкцию центральной части - Старого города и Губернского центра, сформировать структуру комфортных, взаимосвязанных общественных пространств на основе пешеходного водно-зелёного диаметра набережной реки Салгир, разработать сеть велодорожек. Реализация этих проектов сделает город дружественным его жителям и гостям, сформирует внутреннее содержание и идентичность. Далее нужно начинать работу над регламентами застройки, в том числе новых районов. Нельзя допускать градостроительные ошибки точечной застройки прошлых лет и повторять негативные примеры многоэтажной застройки периферии ряда российских городов. При проектировании новых жилых районов необходимо взять курс на создание плотной квартальной застройки средней этажности с чёткой дифференциацией пространств на общественные и приватные. Появление высотной застройки возможно, но должно быть оправдано и обосновано.Есть ещё важный аспект, который должен повлиять на переход архитектуры Симферополя на качественно новый уровень: к сожалению, сегодня у ряда чиновников распространено ошибочное суждение о том, что в городе необходимо копирование исторических приёмов при строительстве новых зданий, якобы это уместно и красиво. В результате чего в историческом центре начинают появляться убогие здания - лубочные копии с бутафорскими орнаментами и деталями, невыдержанными пропорциями вместо органично вписанных в застройку объектов качественной архитектуры. Этот процесс, по-моему, недопустим и должен быть пересмотрен в пользу общепринятых мировых практик.
- Как вы относитесь к строительству на побережье моря и набережных рек? Это проблема не только Симферополя, но и многих других городов.
- Всё зависит от конкретных условий. Например, ничего плохого нет в том, что фронт набережной Ялты застроен двух-, трёхэтажной застройкой - это нормальная практика. Набережная имеет пешеходный характер, достаточную ширину, озеленение. Совсем другое дело, когда на набережной начинают появляться целые ряды ларьков-палаток, кафе, закусочных, которые мешают пешеходным связям, закрывают вид на море, создают ощущение рынка, как, например, в Алуште, Коктебеле или Партените. Набережные приморских городов - однозначно нужно расчищать от хаотичных ларьков, кафе с орущей музыкой и заборов, разрабатывать комплексные проекты реорганизации этих пространств.Также плохая тенденция, когда пытаются на набережных точечно внедрить высотную застройку, характер которой, как правило, диссонирует с окружением и создаёт дополнительные проблемы, среди которых транспортные и экологические.Несмотря на то, что каждый крымский город имеет неповторимые черты и колорит, можно выделить несколько общих принципов грамотной застройки: соподчинённость архитектуры природе; соблюдение масштабности застройки; преемственность архитектурного языка; соответствие своему времени.
- Каким вы видите Крым через несколько десятков лет?
- Всё зависит от общей ситуации и целеполагания. При пессимистичном стечении обстоятельств Крым будет похож на Краснодарский край с Симферополем как Краснодар, с безликой, хаотичной, разномасштабной застройкой центра, с пригородом, застроенным многоэтажными муравейниками, транспортной проблемой. С Ялтой, похожей на Сочи с плотной застройкой, многоэтажными отелями в центре города, с невнятной хаотичной застройкой периферии и так далее.Оптимистичный сценарий возможен, если города Крыма возьмут за основу проверенную европейскую модель развития (что в современных условиях звучит довольно иронично), а также полноценно внедрят Стратегию социально-экономического развития до 2030 годов РАНХиГС, разработанных для Симферополя и Ялты. Тогда мы будем жить в комфортных, удобных, сбалансированных городах, где ценят и уважают свою историю, природу, среду обитания, а градостроительную политику осуществляют профессионалы.
Екатерина Миклясевич, член Союза архитекторов Севастополя
- Екатерина, как вы думаете, почему в городе-герое есть такие откровенные и безвкусные ляпы? Далеко ходить не нужно: в самом центре у моря стоят, как их называют севастопольцы, Голубые унитазы.
- Я считаю, что тут проблема в культуре. Уродуют его не какие-то мифические туземцы, не какие-то марсиане, которые забросали город новостройками и уехали. Всё это делают сами севастопольцы. Стиль Белого города все чувствуют, но почему-то никто ему не следует. Когда ты начинаешь обращать на это внимание, все недоумевают, почему же так происходит, почему великий город превращается во что-то странное. Но всё равно продолжается одно и то же. Это можно изменить, главное - захотеть и начать действовать. К примеру, сейчас проделана колоссальная работа, и нами в том числе, по оптимизации общественных пространств. Нужно не просто говорить об этом, но и показывать, что тактическими быстрыми победами можно что-то изменить. К примеру, можно взять Артбухту. Мы ушли от того, что это будут площадь и парковка, хотя понятно, что она нужна для автомобилистов и велосипедистов. Но многие поняли, что мы хотим жить в красивом, чистом городе, не опасаясь за жизнь своих детей. Так появилась пешеходная зона, зона для отдыха, площадка для молодёжи, которая может кататься на роликах, скейтах, велосипедах. Сейчас нам важно в максимально сжатые сроки вместе с правительством Севастополя при отсутствии бюджета показать, что можно менять любое пространство. К примеру, в Артбухте нет парковки теперь, хотя это определённые неудобства, но зато сделана отличная территория для отдыха, она уже популярна у горожан.
- Что бы вам хотелось изменить в Севастополе? Какие перемены нужно начинать как можно скорее?
- Я училась по специальности градостроительство, поэтому сразу представляю масштабные проекты. Но необязательно мыслить только большими проектами. У нас много районов, каждый из которых самодостаточный. Многие приезжают к нам и едут гулять в центр, к морю. Но сегодня можно приехать в любой район, открыть для себя что-то новое, узнать город с другой стороны. Есть недоработка - не хватает инфраструктурных объектов. Нужно уметь связывать то, что у нас есть сейчас, с тем, что бы мы хотели сделать. К примеру, объединять жилые массивы, создавать новые парки, оптимизировать городское пространство.Легко всегда снести, но интереснее посмотреть, что можно сделать в сложившейся ситуации. Особенно это чувствуется в среде молодых архитекторов. У них нет рамок, понимания стоимости проекта, сложности инженерных конструкций. Они предлагают зачастую очень интересные решения. Сейчас нам нужно задуматься, каким требованиям должен отвечать Севастополь. Города должны обновляться чаще, это полезно. Есть генплан, ещё что-то, но генплан - это визуальное отображение бюджетных обязательств муниципалитетов, не более того. А нам нужно как можно скорее уйти от точечной застройки. Не надо искать каждый раз ещё один свободный клочок земли, лучше задуматься над тем, как мы можем строить комплексно. К примеру, многие думают, как бы в Севастополе построить ещё один дом в центре, но никто не думает о том, где строить производство. Севастополь был мощной судостроительной и рыбной базой, здесь работали и работают до сих пор крупные промышленные предприятия. Мы должны мыслить комплексно, точечная застройка - это путь в никуда.
Автор: Валентина ВАСИЛЬЕВА.
Источник: Крымская Правда
|
Теги:
|
|