|
Архитектурный и общий облик крымской столицы часто вызывает вопросы. Здесь много старинных зданий в запущенном состоянии, а реализация некоторых проектов затягивается на годы. Самые актуальные сейчас проблемы – стройки в центре Симферополя, реконструкция набережной реки Салгир, модернизация старой части города. НАША пообщалась с архитектором Кириллом Бабеевым и узнала, как, по его мнению, можно сделать город лучше.
|
Архитектор участвует во многих проектах, является лауреатом региональных и международных конкурсов, таких, как Зодчество 2015, 2016. Кроме того, Бабеев возглавляет Симферопольскую организацию Союза архитекторов Республики Крым (СГО САРК), это профессиональный союз, который объединяет лучших архитекторов региона.
Екатерининский сад и набережная Салгира
– Кирилл, хотелось бы узнать, как вы стали архитектором, где учились?
– Как и многие наши архитекторы, я учился в Симферополе. В 2006 году закончил Национальную академию природоохранного курортного строительства (НАПКС). У меня отец архитектор, и так сложилось, что я продолжатель династии. В Симферополе он сделал несколько знаковых объектов. Например, набережная реки Салгир и первоначальный проект восстановления собора Александра Невского тоже принадлежит ему.
– Кто повлиял на ваше становление как архитектора?
– В первую очередь отец, а также крымские архитекторы, с которыми я работал – Игорь Ивашин, Степан Лапычак. Из мировых – Фрэнк Ллойд Райт, Ричард Мейер, Арес Матеус, Иван Леонидов. Основная учеба архитектора – это самосовершенствование в профессии, участие в различных конкурсах.
– Какими своими архитектурными проектами гордитесь больше всего?
– Наверное, самый известный – это реконструкция Екатерининского сада, где я был главным архитектором проекта. В прошлом году удалось реализовать первую очередь – площадь с фонтанами перед памятником Екатерины II. Надеюсь на продолжение – вторую и третью очередь.
– Расскажите подробнее, что планируется реализовать во второй и третьей очереди?
– Планируется полное благоустройство парка, начиная от реки Салгир и до улицы Ленина. Изначально там должны были сделать парковочные карманы, где общее количество машиномест составит 60. Эта парковка будет примыкать к дороге, но не затронет основную зеленую зону. В парке планируется создание нескольких функциональных зон, большой газон. Там же мы хотели сделать шахматный уголок, даже были идеи поставить скульптуру пешки. Может получиться интересный арт-объект, который повлияет на формирование пространства.
– Какие еще проекты хотите реализовать в нашем городе?
– Меня очень беспокоит проект реконструкции набережной реки Салгир. В прошлом году мною и группой молодых архитекторов был разработан дизайн-код – концепция благоустройства набережной реки Салгир. Чертежи были переданы кураторам проекта и разработчикам. Но они отошли от некоторых моих пожеланий и требований в определенных частях проекта. Например, это касается эстетики поливочных водоемов, системы озеленения, дизайна фонарей, а также материала плитки. Но какие-то моменты концепции и дизайн-кода были соблюдены, например, непрерывная велодорожка вдоль правого берега – наверное, самая главная часть проекта.
К историческим территориям нужен особый подход
– Скажите, какой, на ваш взгляд, должен быть архитектурный вид крымской столицы? Какие основные недочеты сейчас есть в архитектурном облике Симферополя?
– Для меня Симферополь имеет четкий, понятный планировочный исторический каркас: Неаполь скифский, Старый город, Центральная часть и Набережная реки Салгир. Последняя – это связующая ось и один из основных векторов развития города. Эти элементы требуют тщательного комплексного подхода. Меня удивляет, почему эти территории до сих пор не вошли в "зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории". Основная проблема точечной застройки исторического центра Симферополя - это отсутствие грамотной продуманной концепции развития этих кварталов. Архитектуру новых зданий в исторической среде должен определять контекст.
– Да, проблема точечной застройки остается очень актуальной в нашем городе. Скажите, к чему в будущем может привести такое хаотичное строительство?
– Симферополь – это столичный город, в нем, может, и должна появляться современная архитектура. К историческим территориям, о которых я уже сказал, нужен особый подход. Там недопустимо высотное строительство, к этим объектам должны быть особые требования. В другой части города, я думаю, что отказаться от точечной застройки полностью просто невозможно. Решить проблему можно следующим образом: нужно рассматривать проектируемый объект в контексте сложившейся среды или природного окружения. В архитектуре это называется контекстуальный метод. Отчасти помогает наименее безболезненно внедрить новый объект в сложившуюся структуру разработка ППТ (проект планировки территории). Это грамотный градостроительный подход. Было бы правильно обязывать застройщиков разрабатывать ППТ районов города, в которых они строят крупные объекты. Это общероссийская практика и экономия бюджетных средств.
– Одной из актуальных в последнее время тем является реконструкция центральной части Симферополя. Какой она должна быть, на ваш взгляд, чтобы не портить исторический облик города?
– Сегодня мы видим два примера внедрения в среду исторического центра спорных объектов в псевдоклассическом стиле. Меня смущает в первую очередь то, что оба объекта возводятся без анализа архитектурно-планировочной и композиционной структуры застройки кварталов в целом. Насколько я знаю, объекты не проходили градостроительные советы и общественные слушания. Кто согласовывал архитектурно-планировочные решения в отсутствии главных архитекторов города и республики, также непонятно.
– Довольно странно было увидеть проект так называемой "реконструкции”, которая якобы в точности повторяет исторический облик здания кинотеатра "Спартак" (бывший синематограф "Лотос"). Из представленных в СМИ материалов ясно видно, что новый объект полностью лишен декоративных элементов и представляет собой грубую болванку с искаженными пропорциями деталей. Такое решение не восстанавливает облик здания, а вредит ему. Грамотная реконструкция центральной части должна быть комплексной а не фрагментарной, соответствовать масштабу, структуре, колористике исторического окружения и вместе с этим соответствовать своему времени.
В Старом городе нужно сохранить "дух места"
– Хотелось бы коснуться темы старого города. Как вы думаете, там нужно проводить реновацию по примеру Москвы или все-таки нужно сохранить эту историческую часть?
– Старый город, Ак-мечеть – это одно из важных вех истории развития города, он требует особо трепетного и грамотного подхода. По сути самое ценное, что там осталось – это структура кривеньких улиц, средовой масштаб и "дух места". Я бы предложил вариант восстановления нескольких маршрутов движения с созданием там исторических кластеров с атмосферой средневекового поселения. В остальной части возможно применить метод восстановления исторических городов по примеру так называемых шварцпланов. При это структура остается исторической, а начинка – современной. Так, например, восстанавливали Дрезден, Нюрнберг, Берлин и другие европейские города после войны. При таком подходе очень важна грамотная детальная разработка зонирования, моделирование схем ограничения этажности, общего дизайн-кода.
– В городе довольно остро стоит проблема пробок. Можете предложить частичный вариант разгрузки города?
– К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Здесь нужен профессиональный комплексный подход, возможно, стоит обратится к опыту Европейских городов, они прошли подобный транспортный бум несколько десятилетий назад. Могу сказать с уверенностью одно: в крымских городах необходимо развивать велосипедную инфраструктуру как альтернативу автомобильной и налаживать четкую работу общественного транспорта.
Нужен архитектор, а не бюрократ
– Как вы думаете, каким должен быть главный архитектор Симферополя? Какие задачи он должен ставить перед собой?
– Всегда приятно работать с профессионалом, который в первую очередь архитектор, а не бюрократ. Основная задача главного архитектора – это создать условия для устойчивого развития доверенной ему территории. На данный момент в нашем городе, к сожалению, просто нет запроса на качественную архитектуру и благоустройство. Такой запрос просто невозможен без четко выстроенной градостроительной политики. Нужно выстраивать градостроительную политику, обязательным является создание градостроительного совета, который будет состоять из специалистов-практиков. Также необходимо принятие Положений об АГР (архитектурно-градостроительное решение) и архитектурных конкурсах. Нужно привлекать лучших специалистов региона к проектированию сложных и знаковых объектов, проводить архитектурные конкурсы.
– С каких городов должен брать пример Симферополь? Ранее вы очень положительно отзывались об архитектурной жизни Севастополя…
– К сожалению, я не могу назвать ни один город постсоветского пространства положительным примером для Симферополя. У этих двух городов идентичные проблемы. Больно смотреть на то, как Севастополь с его с великолепным ландшафтом, природой, историей, застройкой центральной части погряз в болоте неконтролируемой жилой застройки, некачественных раскрашенных яркими цветами многоэтажках. Было интересно наблюдать за архитектурным конкурсом проектов парковой зоны от Карантинной до Артиллерийской бухт в Севастополе. Видно, что руководство города заинтересовано в правильном развитии этой территории. Факт подписания губернатором Севастополя Положения о проведении архитектурных конкурсах говорит о многом. Могу сказать, что мне интересен этот город, и я бы с удовольствием в нем поработал.
– Скажите, у вас никогда не было желание принять участие в конкурсе на должность главного архитектора города?
– Мне не нравится то, что сейчас происходит с архитектурой в городе. Со своей стороны я стараюсь менять эту ситуацию тем, что я разрабатываю проекты для города, пытаюсь сформировать архитектурное сообщество и занимаюсь образованием в этой сфере. Я пытаюсь понять, готова ли наша система к качественному развитию архитектуры? Если да – я готов попробовать возглавить этот пост, если нет – всему свое время…Должен быть запрос на качественные изменения, наделение главного архитекторами реальными полномочиями, а также поддержка на всех уровнях.
Фото смотрите в оригинальном материале.
|
Теги:
|
|